«Актуальные проблемы реализации Концепции развития
архивного дела в Российской Федерации на период
до 2020 года в сфере совершенствования системы
управления региональных архивных учреждений»
Менее года назад Федеральным архивным агентством был разработан и внесен на рассмотрение Правительства Российской Федерации проект Концепции развития архивного дела в Российской Федерации на период до 2020 года.
Данный проект, утверждение которого мы ожидаем уже в ближайшее время, определяет цели и пути развития отечественного архивного дела в условиях формирования информационного общества и содержит целый ряд положений, имеющих прямое отношение к обсуждаемым нами вопросам совершенствования регулирования и управления в области архивного дела.
Рассмотрение задач в области государственного регулирования архивной отрасли через призму положений проекта Концепции, а также аналитических материалов и практического анализа, накопленного в органах управления архивным делом Юга России, подтверждает выводы о том, что с одной стороны, достижение новых рубежей, определенных Президентом и Правительством Российской Федерации, нам предстоит осуществлять при наличии нерешенных ранее проблем в большинстве традиционных сфер дея-тельности архивов, с другой стороны – в условиях возникновения новых проблем, рождающихся в процессе информатизации архивного дела и перехода на электронный документооборот.
Как показывают оценочные положения Концепции и анализ сводных показателей развития архивного дела на протяжении многих лет архивными учреждениями регионов достигается устойчивая и стабильная динамики роста результатов на основных направлениях деятельности.
Вместе с тем, имеющиеся показатели могли бы быть значительно выше, если бы как в Ростовской области, так и в других регионах, удалось достичь реально зримых сдвигов в решении основополагающей проблемы – финансирования архивных учреждений в объемах, позволяющих обеспечить реализацию давно назревших задач по модернизации материально-технической базы и внедрению в практику работы современных архивных и информационных технологий.
В настоящее время динамика финансирования республиканских, краевых и областных архивных отраслей остается неустойчивой и не соответствует масштабам стоящих проблем и задач.
Так, финансовые возможности архивов существенно сдерживаются вследствие повсеместного секвестирования региональных бюджетов и реально ощутимого роста цен на товары и услуги.
К тому же, начиная с 2012 года резко сузились источники внебюджетного финансирования архивной деятельности. В процессе реализации Федерального закона № 83-ФЗ и перехода большинства архивных учреждений в статус казенных практически иссяк такой важный дополнительный источник как доходы архивов от оказания платных услуг.
Вследствие  корректировки мероприятий, включенных в федеральную долгосрочную целевую программу «Культура России» региональные архивные отрасли в ближайшем обозримом будущем лишились поддержки федерального бюджета в строительстве новых зданий государственных архивов.
Только в Ростовской области это повлекло за собой перенос сроков строительства нового здания Государственного архива, проект которого был подготовлен еще в 2009 году.
В целом же по Южному федеральному округу по этим причинам уже более 20 лет не ведется строительство крупных архивных объектов, в недостаточных объемах проводится капитальный ремонт архивов, их насыщение современными архивными и информационными технологиями.
А это, в свою очередь, отрицательно сказывается на условиях хранения и динамике использования архивных документов. Так, загруженность более 100 процентов имеют 37 процентов государственных архивов и 24 процента муниципальных архивов округа.
Не достигнуто кардинального снижения количества дел, хранящихся в организациях сверх установленных сроков. К настоящему времени их число превышает 180 тыс. ед. хр.
Не в полной мере обеспечивается безопасность хранения архивных документов. Лишь 43 процента государственных архивов округа оборудованы автоматизированными системами пожаротушения, 81 процент – системами пожарной сигнализации.
Недостаточными темпами ведется насыщение архивов современным архивным и информационно-телекоммуникационным оборудованием.
Хроническое недофинансирование и режим сверхжесткой экономии расходов на содержание архивных учреждений крайне отрицательно сказывается на организационно-штатном и кадровом обеспечении архивов и органов управления архивным делом.
Событием последнего времени стала ликвидация возглавлявшего одну из крупнейших архивных отраслей страны комитета по управлению архивами Администрации Волгоградской области, который, потеряв почти половину штатов, преобразовался в отдел по управлению архивами областного министерства культуры.
Несмотря на запросы времени кадровую депрессию переживают и государственные архивные учреждения. В последние 5 лет практически не растет сеть архивных учреждений округа, более того, наблюдается существенное сокращение их штатов.
Так, количество государственных служащих в органах управления архивным делом за это время сократилось с 53 до 44, т.е. на 17 процентов. При том, что расчеты по трудозатратам требуют наличия в органах управления от 10 до 25 сотрудников, их средняя численность по округу составляет 7 единиц.
Аналогичные процессы происходят и в государственных архивах,  хранящих более 9 млн. дел. Численность их штатов сократилась с 601 до 513 работников, т.е. на 15 процентов, а среднее количество на один архив составляет 32 единицы вместе с техническим персоналом.
По существу, при явной логической необходимости укрепления и расширения региональных архивных отраслей для повышения эффективности работы на традиционных направлениях деятельности и выполнения новых задач по информатизации архивов и переходу к электронному документообороту, наблюдается обратный эффект систематического урезания и сокращения численности архивов.
Ситуация удерживается только благодаря величайшему профессионализму и самоотверженности архивных работников, в большинстве своем ведущих по нескольку направлений и осваивающих новые виды работ.
Однако последствия кадрового голода все более отчетливо просматриваются при системном анализе показателей развития архивного дела, где очевиден медленный рост, как в выполнении традиционных видов архивных работ, так и в работе на новых магистральных направлениях информатизации архивного дела. Приведу лишь один очевидный пример. Определенные сдвиги наметились на таком актуальном и базовом направлении нашей работы, как оцифровка документов. В 2012 году архивными учреждениями округа оцифровано 27 тыс. 767 дел, что качественно превышает показатели предыдущих лет.
Много это, или мало? За этот же период государственные архивы приняли на хранение около 235,5 тыс. дел. Таким образом, имея задачу завершить в ближайшие годы перевод в электронный формат всех архивных документов, мы смогли оцифровать лишь 11 процентов дел от годового планового поступления документов.
Нехватка кадров, недофинансирование, проблемы технологического, организационно-методического и научного характера не обеспечивают базы роста, серьезно сдерживают развитие архивного дела и, как отмечено в проекте Концепции, не позволяют сделать вывод о том, что сегодня российские архивы в полной мере готовы к проведению всего комплекса работ с электронными документами.
Можно по разному оценивать эффективность работы в этом направлении в регионах как округа, так и Юга России. Однако в целом общая сложившаяся ситуация и упрямые статистические показатели свидетельствуют о том, возможности и ресурсы преодоления сложившихся десятилетиями проблем на региональном уровне не позволяют добиться качественных изменений в подходах, в практике и результативности создания условий, необходимых для нормального функционирования архивных отраслей.
Суть происходящего по мнению многих, заключается в том, что российские архивы не избалованные вниманием и заботой на всем протяжении своего существования, с начала 90-х  годов выпали из сложившейся ранее вертикали управления в сфере архивного дела.
Сложившаяся ситуация ещё более усугубилась после 2004 года, когда из-за преобразования Федеральной архивной службы в Федеральное архивное агентство мы лишились полноценного органа исполнительной власти, осуществляющего контрольные функции по надзору за соблюдением законодательства об архивном деле и реализацию полномочия по правовому регулированию в области архивного дела и делопроизводства.
Произошедшее расслоение серьёзно нарушило взаимодействие в сфере архивного дела  на федеральном и региональном уровнях, качественно сократило объемы  снисходящей по вертикали правовой, финансовой и организационной поддержки  Росархивом регионов, а регионами – муниципальных архивов.
И если на уровне регионов органами управления архивном делом республик, краев и областей в целом удалось задействовать административные ресурсы, наладит относительно эффективный диалог с муниципальными руководителями, и обеспечить в одних случаях необходимую, а в других, как например в Краснодарском крае, вполне достаточную систему руководства и обеспечения жизнедеятельности районных и городских архивов, то в отношениях Федерального архивного агентства с региональным с архивными отраслями действенного механизма, необходимого для решения ранее упомянутых мною проблем, пока не складывается.
Существующее Федеральное законодательство и нормативные правовые акты органов власти  не обеспечивают необходимой мотивации регионального руководства по полному исполнению в сфере архивного дела, его ответственности за состояние подчиненных архивных отраслей. Как уже упоминалось, региональные архивы лишились финансовой поддержки из средств ФЦП «Культура России».
Актуальность содержания проекта Концепции, объективность его оценок, особенно в главе «Современное состояние», позволяют рассчитывать на позитивные изменения в сложившейся ситуации.
Мы надеемся, что в ходе реализации Концепция обретет прежние полномочия  и статус федеральное архивное агентство, произойдут подвижки в создании четкой и непротиворечивой законодательной базы  в сфере архивного дела, будут изданы  постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, определяющие задачи и ответственность органов государственной  и муниципальной власти по подъему и модернизации региональных и муниципальных архивов.
Большое значение для нас имеет возобновление участия региональных отраслей в ФЦП «Культура России», включение в перечень программных мероприятий  расходов по оцифровке документов государственных архивов, организация обучения и переподготовки архивистов.
Мы ждем перемен. Мы готовы к напряженной и трудной работе по реализации задач Концепции и выполнению задач, поставленных перед архивной отраслью страны Президентом и Правительством Российской федерации.
Официальный сайт Федерального архивного агентства Портал Архивы России Федерального архивного агентства Сайт Солдат.ru Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации Официальный сайт Всероссийского НИИ документоведения и архивного дела Портал государственных и муниципальных услуг Выборы Президента России
© 2011 - 2019 Правительство Ростовской области
факс 244-09-83