Заместитель председателя
комитета по управлению
архивным делом Админи-
страции Ростовской области
Хорьков С.Г.
 
Выступление
на совещании-семинаре архивных
учреждений Северо-Кавказского и Южного
федеральных округов по вопросу
«Реализация антикризисных мероприятий
в архивных учреждениях Ростовской области»
 
 
Как показывают итоги последних лет, финансово-экономический кризис не обошел стороной и архивные отрасли Юга России. Сегодня, на основании анализа процессов финансирования архивов в 2009-2010 годах и перспектив на предстоящие годы, нам необходимо обсудить меры по минимизации последствий кризисных явлений и перспективы выхода из сложившейся ситуации.
Очевидно, что кризисные явления в экономике страны продлятся не один год. Оптимистические прогнозы указывают на завершение кризиса в 2011-2012 годах, пессимистические - к 2020 году. Так или иначе, мы обречены на годы ограниченного бюджетного финансирования, в течение которых главной задачей комитета, государственных и муниципальных архивов будет сохранение достигнутых позиций докризисного периода и постепенное эволюционное развитие, что позволит обеспечить будущее наших архивов в 21 веке.
На чем основывается этот осторожный оптимизм?
Во-первых, в предкризисные годы комитетом и подведомственными государственными архивами области  проделана значительная работа по развитию инфраструктуры архивных учреждений, обеспечению их способности к реализации основных направлений архивного дела на уровне современных нормативных требований.
Так, во всех государственных областных архивных учреждениях к 2009 году был проведен значительный объем мероприятий по капитальному ремонту зданий и всех видов инженерных коммуникаций, противопожарной защите объектов, текущему ремонту архивных помещений.
В целом по государственным архивам достигнуты определенные положительные сдвиги в улучшении условий хранения документов: с 74 до 80 процентов возрос объем погонных метров металлических стеллажей, с 65 до 71 процента - количество закартонированных дел. На 40 процентов, с 67 до 105, возросло количество компьютеров.
В процессе реализации распоряжения Администрации Ростовской области от 19.10.2005 № 267 «О мерах по обеспечению сохранности архивных документов, укреплению материально-технической базы и пожарной безопасности муниципальных архивных учреждений Ростовской области» значительно положительные перемены осуществлены в архивных отделах и архивах документов по личному составу муниципальных образований.
В период с 2006 по 2009 год капитальный и текущий ремонт, закупки архивного оборудования провели практически все муниципальные архивы. С 40 до 78 возросло количество архивов, оборудованных пожарной сигнализацией.
Качественный рывок осуществлен в формировании информационной инфраструктуры муниципальных архивов, общее количество современных компьютеров в которых возросло с 56 в 2006 до 132.
Таким образом, программно-целевой метод управления архивным делом не только дал возможность решить в предкризисный период ряд проблем по обеспечению сохранности и использованию документов, но создал определенный задел, позволяющий пережить трудные времена.
Во-вторых, оптимизации деятельности архивов в условиях кризиса способствовали ранее проведенные мероприятия в нормативной сфере.
Так, положения областного закона от 22.10.2005 № 375-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по содержанию архивных учреждений» и постановление Администрации Ростовской области от 30.12.2005 № 333 «О порядке расходования средств Фонда компенсации областного бюджета в виде субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление государственных полномочий Ростовской области по содержанию архивных учреждений» обеспечили систематическую и полную выплату муниципальным образованиям субвенций из областного бюджета, ставших стабильным и весомым дополнительным источником финансирования архивов документов по личному составу.
В-третьих, некоторому смягчению кризисных явлений способствовали антикризисные мероприятия, запланированные и проводимые комитетом и государственными архивами, руководством органов местного самоуправления.
В ходе этой работы проводились мероприятия в сфере финансовой политики, обеспечивающей пересмотр структуры и оптимизацию расходов, направляемых на обеспечение устойчивости деятельности архивных учреждений, финансирование в приоритетном порядке расходов по фондам оплаты труда, коммунальным платежам и мероприятий по обеспечению сохранности документов, безопасности зданий и персонала.
Самое серьезное внимание уделено соблюдению режима жесткой экономии в расходовании материальных средств и ресурсов.
Необходимо отметить, что принятие ограничительных мер носило и носит в настоящее время не превентивный, а вынужденный характер, и обуславливается резким сокращением расходов на содержание областных архивных учреждений.
2008 финансовый год был последним годом, когда финансовые заявки комитета и архивов удовлетворялись практически в полном запрашиваемом объеме, а главной проблемой финансово-хозяйственной деятельности являлось целевое и своевременное освоение выделяемых бюджетных средств.
Уже в 2009 году финансовая ситуация ухудшилась кардинально. Так, в течение года бюджет архивных учреждений пересматривался и секвестрировался три раза.
В результате, несмотря на инфляционное повышение цен, общие расходы на содержание архивов по сравнению с предыдущим годом сократились с 56 млн. 380 тыс. руб. на 50 млн. 400 тыс. руб. Капитальные же расходы упали с 10 млн. 620 тыс. руб. до 395 тыс. руб. Таким образом, бюджет областной архивной отрасли сократился на 30 процентов.
Несмотря на определенные положительные сдвиги в экономической ситуации, общая направленность на минимизацию расходов сохранилась и в 2010 году. В бюджетную роспись опять практически не были включены капитальные расходы, а текущие расходы были жестко ограничены.
Тем не менее, профицит областного бюджета позволил в текущем году обеспечить дополнительное выделение средств на некоторые крупномасштабные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности и капитальному ремонту архивных зданий. Речь идет о уже выделенных средствах на приобретение и монтаж автоматизированной системы газового пожаротушения в пристройке лит. Б к зданию ЦХАД (7248,0 тыс.руб.) и капитальный ремонт кровли здания ЦДНИРО (788,5 тыс.руб.).
В целом же, по состоянию на сегодняшний день, на областную архивную отрасли выделено уже 58 млн.148 тыс.руб., в т.ч. на капитальные расходы - 8 млн. 149 тыс.руб.
Как показывают предварительные итоги планирования областного бюджета на 2011 год, курс Администрации Ростовской области на минимизацию бюджетных расходов будет сохранен.
В соответствии с указаниями министерства финансов области нами полностью исключены капитальные расходы. Объем планируемых текущих расходов с учетом коэффициентов-дефляторов составил 65 млн.848 тыс.руб. При этом, по-прежнему жестко ограничены расходы архивов на связь, информационные услуги, командировки и другие виды текущих расходов.
Вместе с тем, наряду с общими финансовыми ограничениями федеральный центр и областная Администрация одновременно выступают с рядом затратных проектов, имеющих прямое отношение к деятельности архивных учреждений. Речь идет о Президентской Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, реализуемой в Ростовской области в формате областной долгосрочной целевой программы «Развитие и использование информационных и телекоммуникационных технологий в Ростовской области на 2010-2012 годы».
В соответствии с этой программой перед государственными и муниципальными архивами поставлена задача по формированию современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и предоставления на ее основе качественных услуг по информационному обеспечению общества и граждан. В рамках программы перед нами также поставлена задача по переводу уже к 2015 году в электронную форму 30 процентов документов АФ РФ.
Достаточно затратными являются и такие новые для нас направления, как обеспечение информационной безопасности и защита персональных данных, а также внедрение в практику работы архивов режима энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В целом, эти мероприятия имеют серьезное финансовое обеспечение. Однако получить эти средства и использовать их в интересах решения давно назревших проблем областной архивной отрасли можно только в ходе продолжительной и кропотливой работы по формированию своих задач, тщательному расчету и обоснованию входящих в них мероприятий, упорному продвижению заявленных показателей в вышестоящих властных структурах.
Так, в ходе многолетней активной работы комитету удалось доказать разработчикам программы истинные приоритеты и объемы финансирования архивной отрасли в общем процессе информатизации Ростовской области. Несмотря на крайне жесткие сроки, все необходимые предложения и расчеты были исполнены качественно и своевременно. Все это в итоге убедило областное руководство в том, что комитет и подведомственные архивы не только нуждаются в объемном финансировании, но и способны обеспечить его целевое и своевременное освоение.
В результате, наши заявки по этому направлению на 2011 год были увеличены с 4,5 до 24 млн.728 тыс.руб., что позволит нам уже в ближайшей перспективе приступить к практической реализации проблем ранее рассматривавшихся нами только в теоретическом плане.
Активность, наступательность и обоснованность необходимы нам и в продвижении других проблем, носящих уже традиционный характер.
Как показывает практика, при соблюдении этих подходов областная Администрации идет навстречу нашим обращениям по наиболее актуальным проблемам.
Так, несмотря на кризис, руководством области сейчас рассматриваются предложения комитета на 2011 год, включающие в себя расширение штатов ЦХАД на 10 единиц, строительство двухэтажной пристройки к основному зданию ЦХАД, капитальный ремонт нижних этажей ЦДНИРО, огнезащитную обработку стеллажей и приобретение сплит-систем для ГАРО.
В случае положительного решения бюджет государственных архивов на 2011 год дополнительно увеличится более чем на 41 млн. рублей.
Не менее напряженный и трудный период переживают в кризисные годы и муниципальные архивы Ростовской области.
Безусловно, обострившаяся нехватка средств существенно отразилась на состоянии финансирования городских и районных архивов, замедлила процесс обустройства материально-технической базы хранения и использования документов.
Вместе с тем, ранее набранная динамика материально-технического укрепления муниципальных архивов позволила в прошедшие полтора года не только не остановить, но и продолжить достаточно ощутимый процесс в этом вопросе.
К настоящему времени отличных и хороших показателей в состоянии МТБ добились уже 34 архивных отдела и 13 архивов документов по личному составу городов и районов области.
Многие муниципальные архивы продолжили свое материальное укрепление и во время кризиса.
Подводя итоги анализа, считаю необходимым отметить, что в сложных условиях недофинансирования, комитет и органы местного самоуправления обеспечили устойчивую деятельность архивных учреждений области, социальную защиту работников архивов.
Государственные и муниципальные архивы, несмотря на серьезные проблемы обеспечили жизнедеятельность архивных объектов, дальнейшее развитие материальной базы хранения и использования документов и в полном объеме выполнили намеченные Основные направления развития архивного дела в Ростовской области.
           
Официальный сайт Федерального архивного агентства Портал Архивы России Федерального архивного агентства Сайт Солдат.ru Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации Официальный сайт Всероссийского НИИ документоведения и архивного дела Портал государственных и муниципальных услуг Выборы Президента России
© 2011 - 2019 Правительство Ростовской области
факс 244-09-83