Концепция разработки методических рекомендаций
«Проведение анализа и совершенствования состава особо
ценных документов, выявленных Государственным архивом
Ростовской области за предшествующие годы».
 
В настоящее время перед государственными архивами стоит актуальная задача совершенствования работы по отбору особо ценных документов Архивного фонда Российской Федерации в целях создания на них страхового фонда. На основании новых методологических подходов к проведению этой работы, в соответствии с предлагаемыми Методическими рекомендациями по работе с особо ценными документами в государственных архивах Российской Федерации М., 2006 уточненными критериями определения особо ценных документов, учитывающими новое видение исторического развития России,  государственным архивам предстоит проведение объективной, глубокой и всесторонней оценки документов по их содержанию и культурно-историческому значению.
Дальнейшее развитие этой работы должно быть направлено, прежде всего, на всестороннее изучение ранее выявленного комплекса особо ценных документов государственных архивов.
Следующим этапом должно быть выявление ОЦ среди рассекреченных фондов и поступающих документов современных фондообразователей.
С учетом имеющегося опыта выявления и состава особо ценных документов особое внимание должно быть обращено на фонды и документы, ранее не относившиеся к составу особо ценных, но которые стали востребованы как в историко-культурном, так и социально-правовом отношении, составляющие важнейшую часть общественного документального богатства. Актуализация важнейших сторон развития государства и общества, ранее бывших запретными или закрытыми, возросший интерес к вопросам генеалогии, демографическому составу и миграции населения, частной жизни человека и многое другое влияет на состав документов, которые путем изучения их сравнительной ценности и выявленного ранее комплекса могут быть отнесены к особо ценным.
В настоящее время состав особо ценных документов пополняется документами учреждений, интерес к которым возник  в связи с актуализацией вопросов истории религии, рыночных отношений в России, усилившийся интерес к архивным фондам духовного ведомства, трестов, акционерных обществ, товарных бирж, а также краеведческие интересы.
В связи с изменениями в законодательстве, отражающими специфику современных социально-экономических преобразований, возросло значение документации, подтверждающей как имущественные, так и личные неимущественные права юридических и физических лиц, повысилась значимость документов по землеустройству, отводу земель. Возросший в начале 1990-х гг. интерес к вопросам генеалогии, демографическому составу и миграции населения, интерес к личности, социальным аспектам развития общества, информации, раскрывающей отношение людей к обществу, государству, политике, их мироощущение, сыграли важную роль в отнесении к ОЦД документов, отражающих социально-правовую и частную жизнь человека (ревизские сказки, документы переписей, формулярные и послужные списки, аттестации, наградные листы, документы личного происхождения и т. д.). Эти и подобные документы стали востребованы как в историко-культурном, так и социально-правовом отношении и составляют важную часть общественного документального богатства. Не все документы названных видов непременно должны быть отнесены к особо ценным, но внимание к ним в настоящее время  усилено.
При этом фактор интенсивности использования отдельных видов документов не может кардинальным образом влиять на включение этих документов в состав особо ценных. Интенсивность использования так же,  как и физическое состояние документа оказывает влияние на очередность проведения отдельных видов работ с особо ценными документами, в частности, создание страхового фонда и фонда пользования, реставрацию и др.
В идеале в ходе выявления особо ценных документов должна осуществляться координации архивных учреждений (в рамках субъекта Российской Федерации) по вопросам установления межархивной дублетности, обмена сведениями о составе документов, отнесенных к особо ценным различными архивами.
Методические рекомендации 2006 г. предлагают по усмотрению архива провести пересмотр состава ранее отобранных особо ценных дел, если   среди ранее выявленных ОЦД значительную часть составляют документы, таковыми не являющиеся.
Наиболее актуальной  в настоящее время нам представляется работа по изучению комплекса ранее выявленных особо ценных документов. Нужно ли ставить  целью пересмотр критериев, которые применялись в соответствии ранее действующими нормативными и методическими документами? Не приведет ли это к постоянному их пересмотру в зависимости от изменений, происходящих в обществе и государстве? Ведь исторически сложилось так, как мы теперь храним и используем ОЦД. То есть сам процесс выявления и описания тоже происходил в определенную историческую эпоху. Внося более поздние поправки в этот процесс, мы отметаем то видение, которое сложилось в конкретную историческую эпоху и нарушаем целостность  представлений наших предшественников – архивистов о том, какие документы относились тогда к разряду особо ценных.
При анализе состава и содержания   особо ценных документов и для продолжения работы по выявлению ОЦД важно опираться на  уже созданную базу, чтобы обеспечить преемственность процесса выявления и описания ОЦД. В методических рекомендациях 2006 г. подвергается сомнению правомерность отнесения к разряду ОЦД документов о социалистическом соревновании. Однако нам представляется, что эти документы, как никакие другие, достоверно характеризуют советскую эпоху, учитывая формализм этого явления, прекрасно проиллюстрированный самим содержанием документов. Другое дело, что массовость включения в состав ОЦД подобных документов может быть оспорена.
Вопрос массовости включения в состав ОЦД однотипных документов можно отнести скорее к вопросам планирования и отчетности, чем к вопросам экспертизы ценности. В погоне за плановой цифрой архивисты нередко грешили против тщательной экспертизы.        
В настоящее время в ГУ ГАРО проводится активное изучение состава ОЦД, выявленных в ранние годы. Одновременно происходит выверка учетных данных по ОЦД. 
Первые итоги изучения состава указывают на то, что первостепенному учету подвергались ОЦД, выявленные в органах власти и управления Ростовской области, а именно – распорядительные документы, нормативно-правовые акты (решения облисполкома, приказы руководителей отраслевых управлений облисполкома и др.).
Рассчитываем, что соисполнители по данной теме заинтересованно и неформально отнесутся к анализу работы проделанной их предшественниками по выявлению особо ценных документов
Для ведения исследования был разработан план на 2010-1012 гг. (приложение № 1),  и анкета – вопросник (приложение № 2).
 
Заместитель директора государственного
учреждения Ростовской области
«Государственный архив Ростовской
области»                                                                               Т.Б.Ивасенко
 
Официальный сайт Федерального архивного агентства Портал Архивы России Федерального архивного агентства Сайт Солдат.ru Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации Официальный сайт Всероссийского НИИ документоведения и архивного дела Портал государственных и муниципальных услуг Выборы Президента России
© 2011 - 2019 Правительство Ростовской области
факс 244-09-83