КОМИТЕТ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПО ДЕЛАМ АРХИВОВ
 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АРХИВНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ»
 
 
 
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В
УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
 
 
Выступление директора государственного архивного учреждения «Государственный архив Ставропольского края» Марковой Л.В. на совещании семинаре «Современные проблемы финансирования и пути реализации антикризисных мер в государственных архивных учреждениях» Научно-методического совета архивных учреждений Северокавказского и  Южного федеральных округов 23 сентября 2010 года в городе Махачкале
 
 
Ставрополь 2010
Уважаемые коллеги!
 
Разрешите в своём выступлении остановиться на вопросах деятельности государственного архива Ставропольского края в условиях реформирования бюджетных  и межбюджетных отношений, в том числе в рамках реализации Федерального закона от 08 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Следует отметить, что к концу 2008 года нами был проведён комплекс мероприятий по укреплению материально-технической  базы архива, в том числе по созданию оптимальных условий хранения архивного фонда, обеспечению охранного режима здания, созданию автоматизированных рабочих мест. Это позволило в условиях снижения бюджетного финансирования в 2009-2010 годах направить имеющиеся бюджетные средства на решение наиболее приоритетных задач, в первую очередь, на обеспечение пожарной безопасности здания, а также на выполнение предписания Ростехнадзора по установке грузопассажирского лифтового оборудования.
В рамках оказания архивом услуг в электронном виде, создания единой информационно-поисковой системы к документам архивного фонда Ставропольского края проводится модернизация компьютерной техники.
В связи с необходимостью перевода на электронные носители наиболее востребованных архивных документов нами приобретено современное сканирующее оборудование, а также программное обеспечение.
Также хотелось бы отметить, что благодаря сложившемуся  стабильному, профессиональному коллективу нам на много легче решать поставленные задачи. В государственном архиве Ставропольского края, работает много молодёжи:  63% - до 40 лет,    из них 26% до 25 лет. Большинство - это выпускники исторического факультета Ставропольского государственного университета. Работа архива, направленная на сохранение и укрепление кадрового потенциала, совершенствование системы непрерывного обучения и повышения квалификации специалистов, создание условий для профессионального роста и формирование резерва кадров приносит свои результаты.
Тем не менее, в связи с сокращением бюджетного финансирования на развитие материально-технической базы архива и в целях обеспечения основных показателей развития архивного дела ведётся работа,  направленная на необходимость повышения эффективности использования средств выделенных бюджетом, соблюдение режима экономии средств, а также привлечение внебюджетных средств за счёт услуг и работ, выполняемых архивом на платной основе.
Следует особо подчеркнуть имеющуюся в последнее время тенденцию к сокращению объёмов и источников доходов от предпринимательской деятельности. Это вызвано  отсутствием средств в организациях-источниках комплектования и уменьшением объёмов работ по упорядочению документов организаций.
Исходя из дохода, полученного нашим архивом от оказания платных услуг по использованию архивных документов в 2009 году видно, что его доля  составляет 7 – 8 % от общего объёма финансирования деятельности нашего учреждения. В государственном архиве новейшей истории Ставропольского края она ещё меньше – от 1,5 % до 2 %. В связи с этим особое внимание нами было уделено вопросам изучения преобразований государственных учреждений в автономные, бюджетные и казённые учреждения.
В рамках  подготовки докладов о результатах и основных направлениях деятельности учреждений в крае сложилась практика по использованию среднесрочного планирования. В 2009 году архивы при сметном планировании бюджета использовали методические рекомендации министерства финансов Ставропольского края по определению бюджетных учреждений.  На основании этой методики расчётно-нормативные затраты на оказание государственных услуг (работ), а также расчётно-нормативные затраты на содержание имущества используются для определения расчётно-нормативных затрат на выполнение государственного задания. В связи с чем,   в рамках реформирования бюджетной сферы, обоснования бюджетных ассигнований и принятия решения об их объёмах, а также в целях повышения качества исполнения государственных функций предоставления государственных услуг нами было разработано государственное задание, включающее в себя :
- категории физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих государственных услуг (работ) с указанием их количества;
- показатели, характеризующие качество и объём оказываемых архивом государственных услуг;
- порядок оказания государственных услуг;
- предельные цены на оказание государственных услуг потребителям;
- порядок контроля за выполнением государственного задания;
- финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
Согласно этой методики нами был избран нормативный метод. При таком расчёте подразумевается выделение средств  на единицу государственной услуги. Но мы столкнулись с тем, что фактические затраты на оказание государственной услуги превышают нормативные затраты. Расходы на содержание административного аппарата, а также рабочих разбрасываются на основных исполнителей, которые и оказывают государственные услуги и также превышают расчётные.
Расходы на оказание архивами государственной функции по хранению и комплектованию также учитываются не по потребностям, а по их нормативам.
Что же касается расходов, связанных с оплатой по содержанию вневедомственной охраны здания,  обслуживанию систем видео наблюдения, охранной сигнализации, системы контроля доступа они должны осуществляться за счёт привлечения внебюджетных источников, так как в методике учитываются только нормативные затраты на коммунальные услуги и затраты, связанные с использованием имущества.
Как показывают  расчёты по государственным заданиям не менее 35 % расходов идут сверх расходов, предусмотренных нормативами. Они могут быть  перекрыты или за счёт средств полученных из внебюджетных источников или же за счет проведения оптимизации бюджетных средств в сторону их максимального уменьшения.
Таким образом, у архивов отсутствует возможность по их дальнейшему развитию, увеличению стоимости основных средств, внедрению новых технологий. Из чего становится понятно, что архивы не в состоянии решать вопросы самообеспечения и это необходимо учитывать при реформировании бюджетной сферы.  Хотелось бы, чтобы у государства к нашим учреждениям был индивидуальный подход, так как мы не сможем существовать без финансовой поддержки с его стороны.
На основании проведённого нами анализа наиболее оптимальным решением, позволяющим эффективно исполнять вышеуказанные государственные функции в целях удовлетворения общества и государства в архивной информации, является отнесение архивов к типу казённых. Тем более, что действующий статус государственных архивов аналогичен типу казённого учреждения. Это обусловлено и социальной направленностью деятельности архивов, предоставлением значительной части государственных услуг на безвозмездной основе.
Этой позиции придерживается и комитет Ставропольского края по делам архивов, направивший в министерство финансов Ставропольского края свои предложения об отнесении государственных архивных учреждений Ставропольского края, осуществляющих государственные функции по сохранению документального наследия необходимого для реализации конституционных прав граждан, к типу казённых.
 
Спасибо за внимание!
  
Официальный сайт Федерального архивного агентства Портал Архивы России Федерального архивного агентства Сайт Солдат.ru Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации Официальный сайт Всероссийского НИИ документоведения и архивного дела Портал государственных и муниципальных услуг Выборы Президента России
© 2011 - 2019 Правительство Ростовской области
факс 244-09-83