«О преобразовании государственных архивных учреждений
в рамках реализации Федерального закона
от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
 законодательные акты Российской Федерации
в связи с совершенствованием правового
статуса государственных (муниципальных) учреждений»

 

Создание нового типа экономики и проведение структурных реформ, обеспечивающих повышение качества жизни в условиях созданных за последние годы основ рыночной экономики требует оценки ресурсного потенциала в достижении поставленных целей. Важнейшим показателем, отражающим как финансовое обеспечение, так и роль государства в экономике, и взаимодействие государства и бизнеса, является налоговая нагрузка и результативность государственных расходов.

Важным средством обеспечения долгосрочной бюджетной сбалансированности служит реформирование отдельных секторов бюджетной сферы, включая изменение используемых в них механизмов финансирования. Важнейшей задачей нового этапа бюджетной политики является повышение эффективности использования бюджетных средств, ориентацию бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов.

Главная цель реформ бюджетного процесса - создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами экономической политики. Суть такой реформы заключается в том, чтобы сместить бюджетный процесс от управления ресурсами бюджета, то есть затратами, к управлению результатами. При концепции «управления ресурсами» бюджет формируется через индексацию сложившихся расходов с детальной «раскладкой» их по статьям бюджета. При соблюдении жёстких бюджетных ограничений этот метод обеспечивает сбалансированность бюджета и выполнение бюджетных проектов. Но недостаток такого метода заключается в том, что ожидаемые результаты бюджетных расходов не прописываются, а управление бюджетом сводится к контролю соответствия фактических и плановых показателей.

Необходимость перехода к системе государственного контроля непосредственно связана с современными направлениями развития системы государственного финансирования. Такое расходное финансирование малоэффективно и требует больших издержек на контроль реализации сметы. Неэффективность этой системы также связана и с тенденцией завышения организациями смет с целью получить больше средств, а в конце года их израсходовать. Недостатком этой системы является и избыточное регулирование статей расходов, что связывает деятельность учреждений, лишает их возможности гибкого реагирования на изменения экономической ситуации, что ведёт к снижению эффективности отдачи от вложенных средств. Преодоление указанных недостатков связывают с переходом к иной системе выделения государственных средств и заменой финансирования затрат на финансирование программ. При внедрении финансирования под программы возникает государственный заказ на определённый социальный продукт, и заключаются договорённости на цену этого продукта, которая обосновывается сметой. Чтобы эффективно управлять ими и гибко реагировать на изменение цен на рынке, бюджетное учреждение должно быть самостоятельным. Достигнутым конечным результатом являются объёмы и качество социального продукта. Такая система позволяет проводить конкурс на государственный заказ. При этом возрастает роль последующего контроля, который должен выступать в форме государственного аудита. Реформирование системы государственных и муниципальных унитарных, казённых предприятий и бюджетных учреждений позволит решить эти вопросы. Суть этой реформы - сократить государственный сектор и одновременно повысить его эффективность. Сокращение государственного сектора должно происходить за счёт перехода части бюджетных организаций в частный сектор на добровольной основе при поэтапном сокращении бюджетной составляющей их финансирования. Структуризация бюджетной сети учреждений осуществлялась в течение последних пяти лет, разделение учреждений на автономные и бюджетные началось с принятия Закона об автономных учреждениях и поправок в Бюджетный кодекс.

Сегодня мы рассмотрим наиболее проблемные вопросы дальнейшего развития бюджетной сети, то есть государственных учреждений, предоставляющих гражданам важнейшие социальные услуги. Основная цель - внедрить современные механизмы финансирования и управления, когда бюджетные средства расходуются на реально оказываемые услуги, а определение приоритетов развития конкретных учреждений осуществляется по прозрачным схемам с участием представителей всех заинтересованных сторон: как органов управления, трудовых коллективов, потребителей услуг.

Механизмы бюджетного финансирования должны стать более гибкими, а объем прав и степень самостоятельности конкретных учреждений должен зависеть напрямую от сферы их деятельности.

Одной из основных задач, предстоящей реформы является совершенствование правового статуса бюджетных учреждений.

При этом оптимизация состава подведомственных учреждений не должна приводить к сокращению бюджетного финансирования тех или иных программ, а сэкономленные средства должны отправляться в распоряжение соответствующих органов власти и, в дальнейшем, использоваться ими по целевому назначению.

Ни о какой перекройке бюджетной сферы речь не идёт, учреждения останутся государственными или муниципальными. Но те из них, кто готов взять на себя больше самостоятельности, а значит, и ответственности, получат статус нового бюджетного учреждения, а для казенных учреждений сохранится возможность и дальше работать по сметной схеме.

Основной целью создания бюджетных учреждений является:

- повышение качества государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых населению; (Финансовое обеспечение выполнения госзадания осуществляется путем предоставления субсидии на его выполнение. Госзадание устанавливает показатели эффективности, объема, категории получателей госуслуги и результаты от оказания услуг, таким образом устанавливается связь между финансовым обеспечением учреждения и качеством (результатом) его работы. Не использованные до конца финансового года остатки субсидий, предоставленных бюджетному учреждению на выполнение госзадания, остаются в распоряжении бюджетного учреждения (п. 10 ст. 19 Закона № 83-ФЗ);

- ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ УСИЛИВАЕТСЯ НОРМА О ТОМ, ЧТО БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ КЛАССИЧЕСКИМИ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ СФЕРЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах и лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям)

- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН УТОЧНЯЕТ ДЕЙСТВУЮЩИЕ НОРМЫ О ТОМ, ЧТО ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ МОГУТ ОКАЗЫВАТЬСЯ ТОЛЬКО СВЕРХ ГОСЗАДАНИЯ, ЕСЛИ ЖЕ В РАМКАХ ГОСЗАДАНИЯ, ТО ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ТАКОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ;

- ПЕРЕДАЧА В ЗАЛОГ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, ОСОБО ЦЕННОГО ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ БЕЗ СОГЛАСИЯ СОБСТВЕННИКА НЕЗАКОННА;

- ИМУЩЕСТВО ЯВЛЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ, СДЕЛКИ С ИМУЩЕСТВОМ ПОДКОНТРОЛЬНЫ УЧРЕДИТЕЛЮ И СОБСТВЕННИКУ (утверждение перечня особо ценного движимого имущества, подотчетного собственнику в лице учредителя);

Позиции, которые не меняются у действующих бюджетных учреждений при переходе к новому статусу:

- счета в Казначействе;

- закупки по Закону 94-ФЗ;

- не требуется переназначения руководителей;

- распоряжение недвижимым имуществом - только с согласия собственника;

- разрешительные документы не требуют переоформления;

- закрепленное имущество остается в распоряжении БУ в полном объеме.

Изменения в статусе БУ:

- изменен механизм финансирования;

- расширения самостоятельности БУ в расходовании бюджетных средств;

- полученные доходы остаются в распоряжении БУ;

- расширение прав по распоряжению движимым имуществом;

- заключение гражданско-правовых договоров, приобретение прав и обязанностей от своего имени.

1) Движимое имущество, балансовая стоимость которого определена:

- создание стимула и мотивации для учреждений к эффективному использованию финансовых ресурсов и государственного (муниципального) имущества;

- устанавливаются новые нормы, направленные на обеспечение прозрачности деятельности бюджетных учреждений;

- вводятся новые нормы контроля за бюджетным учреждением, в том числе посредством контроля за финансовым состоянием (просроченной кредиторской задолженности, за совершением крупной сделки, информацией о деятельности бюджетного учреждения, в том числе в части выполнении государственного задания, о результатах проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятий. Вводится понятие персональной ответственности руководителя - ЗА ПРОСРОЧЕННУЮ КРЕДИТОРСКУЮ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ - УВОЛЬНЕНИЕ, ЗА УБЫТОК - ВЗЫСКАНИЕ В РАЗМЕРЕ УБЫТКА (Устанавливается и утверждается также предельный размер совершения крупной сделки, например, 10% активов БУ - за совершение крупной сделки свыше установленного учредителем размера без согласования с учредителем - персональная ответственность руководителя);

- УСТАНОВЛЕНИЕ УКАЗАННЫХ НОРМ ПОТРЕБУЕТ ОТ УЧРЕДИТЕЛЯ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПОСТОЯННОГО МОНИТОРИНГА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

- вместо существующей информации об исполнении сметы, предметом отчетности бюджетного учреждения становится отчет о результатах деятельности и об использовании закрепленного за учреждением имущества;

В рамках проведения организационных процедур для бюджетных учреждений в новом статусе отдельные позиции функционирования практически не изменены:

- ВСЕ ИМУЩЕСТВО ПО-ПРЕЖНЕМУ ОСТАЕТСЯ В СОБСТВЕННОСТИ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПУБЛИЧНОГО ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО ПРИВАТИЗАЦИИ ЭТОГО ИМУЩЕСТВА НЕ ПРОИЗОЙДЕТ;

- БАНКРОТСТВО НОВОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НЕВОЗМОЖНО;

- для федеральных бюджетных учреждений - от 200 до 500 тыс. руб., (перечень имущества утверждается ФОИВ);

- для субъектов - от 50 до 500 тыс. руб. (перечень имущества утверждается соответствующим органом субъекта РФ);

2) Иное движимое имущество, без которого осуществление основной деятельности будет существенно затруднено;

3) Движимое имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленным ФЗ и иными нормативно­правовыми актами (культурные ценности и т.д.).

При создании КУ до минимума сведены организационные мероприятия:

- не производится переназначение руководителей;

- не перезакрепляется имущество;

-разрешительные документы продолжают действовать;

-не перерегистрируются, вносятся только изменения в устав.

Для КУ и БУ на текущий финансовый год устанавливается государственное задание, на основании которого соответственно будет доведено бюджетное финансирование или субсидия на выполнение этого государственного задания с утвержденным перечнем платных услуг и цен (тарифов) на платные услуги.

Росархивом проделана достаточно большая работа, предусмотренная «Планом мероприятий по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных учреждений)», утвержденным распоряжением Правительства РФ от 5 марта 2010 г. № 296-р. Приказом Росархива № 65-а от 30.08.2010 разработаны и утверждены основные нормативные акты, которые позволят осуществлять финансово-хозяйственную деятельность КУ и БУ:

- Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет, подведомственных Росархиву КУ;

- Порядок определения платы за услуги, относящиеся к основным видам деятельности подведомственных Росархиву КУ и БУ;

- Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности подведомственных Росархиву БУ;

- Порядок определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности подведомственных Росархиву федеральных БУ, превышение которой влечет расторжение трудового договора с директорами федеральных бюджетных учреждений по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Социальная защищенность работающих - одна из основных проблем, которая возникает при выборе типа бюджетного учреждения. Одним из возможных путей реформирования системы формирования заработных плат бюджетников является внедрение принципа оплаты труда по результатам (OTP).

Переход к принципам OTP, как правило, объясняется желанием повысить эффективность работников бюджетной сферы, создав для них стимулы добиваться поставленных целей. Кроме того, возможность достичь более высокого уровня зарплаты в случае успешной работы может привлечь более способных работников, т.е. способствовать улучшению качественного состава работников государственного сектора. Существуют различные методы формирования OTP, включая индивидуальные и коллективные схемы, схемы, основанные на количественных и на субъективных оценках результатов. В одних случаях стимулирующие надбавки выплачиваются в виде разовой премии, в других - включаются в основную зарплату. Необходимо создать основу для измерения результативности деятельности работников бюджетной сферы и привязать к ней оплату труда в государственном секторе, дополнив ее поощряющими надбавками.

 

Официальный сайт Федерального архивного агентства Портал Архивы России Федерального архивного агентства Сайт Солдат.ru Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации Официальный сайт Всероссийского НИИ документоведения и архивного дела Портал государственных и муниципальных услуг Выборы Президента России
© 2011 - 2019 Правительство Ростовской области
факс 244-09-83