Информация о ходе реализации Межрегиональной концепции
в 2009 году

 

                                                                   Уважаемые коллеги!
 
Как известно, целями реализации Концепции являются формирование единых под­ходов к оценке состояния и определению перспектив развития архивного дела, преодолению различий в уровне развития организационно-методиче­ской и научной работы, материально-технической оснащенности, социально-правовой защищенности работников архивных учреждений окру­гов.
Четырехлетний опыт нашей совместной работы полностью подтвердил практическую ценность и востребованность организационно-методической и информационно-аналитической составляющих Концепции. Следствием этого стало единогласное решение членов вновь образованного в апреле 2010 года Научно-методического совета архивных учреждений Северо-Кавказского федерального округа о продолжении своего участия в ее реализации.
Как показывает анализ итогов работы архивных учреждений федераль­ных округов Юга России в 2009 году, совместная работа по реализации це­лей, задач и принципов Концепции принесла ощутимые результаты.
Следствием проводимой работы стали закрепление тенден­ции стабиль­ности функционирования архивных учреждений, продолжения госу­дарст­венной поддержки архивного дела, модернизации матери­ально-технической базы архивов, устойчивого роста объемов выполнения Основных направле­ний развития архивного дела.
Так, в 2009 году продолжена работа по совершен­ствованию государст­венного регулирования архивного дела, приведению его нормативно-право­вой базы в соответствие с требованиями федерального за­конодательства.
В целом по округам было принято 20 нормативно-правовых актов орга­нов государственной власти, в прямой постановке относящихся к вопросам развития архивного дела.
Продолжалась работа по уточнению полномочий и функций органов управления архивным делом, государственных и муниципальных архивов, оптимизации сети и структуры архивных учреждений.
Система органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере ар­хивного дела, а также государственных и муниципальных архивов в 2009 году осталась практически неизменной.
Государственная поддержка и энергичные меры, предпринятые регио­нальными органами управления архивным делом, позволили обеспечить ус­тойчивое финансирование архивных учреждений в начальный период кри­зиса.
Несмотря на неблагополучную экономическую ситуацию, в целом по Югу России объемы бюджетного финансирования архивных отраслей не только не сократились, но даже увеличились с 405 млн. руб. в 2008 до 425 млн. рублей в 2009 году.
Конечно, зафиксированный 5-процентный показатель роста значи­тельно уступает 30-35 процентной динамике финансирования, сложившейся в предыдущие годы, и не компенсирует инфляционных потерь. Однако со­храненные рубежи финансирования позволили обеспечить устойчивую ра­боту архивных учреждений и продолжить положительную динамику их ма­териально-технического укрепления.
В числе регионов, обеспечивающих сохранение и рост финансирования архивных учреждений – республики Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Калмыкия, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская респуб­лики, а также – Ставропольский и Краснодарский края, Волгоградская об­ласть.
В Республике Адыгея и Чеченской Республике, Астраханской и Рос­товской областях снижение ранее достигнутых показателей финансирования не привело к нарушениям в обеспечении жизнедеятельности архивных уч­реждений и невыполнению Основных направлений развития архивного дела.
В ряде регионов обеспечивалась государственная поддержка муници­пальных архивов. Так, в связи с передачей государственных полномочий по обеспечению со­хранности документов государственной собственности му­ниципальным об­разованиям в 2009 году продолжена выплата субвенций ор­ганам местного само­управления Республик Дагестан и Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Ставропольского края и Ростовской об­ласти. Начата выплата субвенций на содержание муниципальных архивов Волгоградской области.
В целом, объем субвенций возрос почти на 40 процентов и составил 75 млн. руб.
Несмотря на 11-процентное сокращение, весомым вкладом в объемы финансирования остаются доходы от платных услуг, оказываемых архив­ными учреждениями. В 2009 году наиболее эффективно проводилась эта ра­бота в республиках Дагестан и Адыгея, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиках, Астраханской и Волгоградской областях.
Таким образом, несмотря на кризисные явления, практика и объемы финансирования большинства ар­хивных отраслей федеральных округов, сложившиеся в 2009 году, позволили обес­печить успешную жизнедеятель­ность архивных учреждений и выполнение ими плановых заданий по основ­ным традиционным видам архивной работы.
В то же время, даже достигнутые в предкризисный период рубежи фи­нансового обеспечения не позволили эффективно и быстро завершить реали­зацию многочисленных про­блем модернизации материально-технической базы, повсеместно накопив­шихся в архивах Юга России за предшествующий период и, что не менее важно, существенно сдерживают процесс внедрения в практику архивной ра­боты современных технологий.
В деятельности целого ряда архивных учреждений сохраняются мно­го­численные проблемы, обусловленные несоответствием объемов финанси­ро­вания современным требованиям к материально-техническому оснащению архивов и уровню архивных технологий.
В большинстве регионов Юга России остается нерешенным ряд про­блем обеспечения безопасности архивных фондов, повышения технической укреп­ленности архивов.
В условиях увеличения объема Архивного фонда Российской Федера­ции все более остро ощущается не­достаток свободных площадей и переза­груженность действующих архиво­хранилищ.
Уже 17 государственных архивов, или 53 процента от их общего числа, достигли критической 100-процентной загруженности документами.
Число перегруженных муниципальных архивов хотя  и сократилось с 78 до 33, но составляет 9 процентов от их общего числа.
По этой причине число непринятых на постоянное хране­ние дел, ос­тающихся на ведомственном хранении, возросло в отчетном периоде с 384 до 520 тысяч. Такая не­благополучная обстановка наблюдается во всех регионах округов за исключе­нием республики Адыгея, Че­ченской Республики и Вол­гоградской области.
Вследствие недостаточного финансирования в большинстве регионов остаются нерешенными задачи по обеспечению противопожарной безопас­ности архивов.
По состоянию на 1 января 2009 года лишь 9 из 32 государст­венных ар­хивов округов оборудованы автоматизированными системами по­жаротуше­ния.
204 из 360 муниципальных архивов не оборудованы системами пожар­ной сигнализации.
В итоге, по федеральным округам в целом обеспечивается противопо­жарная защита архивных объектов только в Республике Дагестан, Красно­дарском и Ставрополь­ском краях.
На пути достижения этой цели находятся архивные объекты Волго­градской и Рос­товской областей.
Однако в республиках Ингушетия, Карачаево-Черкесия и Чеченской Республике по-прежнему не обеспечен в полном объеме противопожарной защитой ни один архивный объект.
Наряду с вышеуказанным, ситуация с обеспечением сохранности ар­хивных документов осложняется чрезвычайными ситуациями, вызванными стихийными бедствиями.
В целом, вследствие стихийных бедствий и недостатков в организации контроля за ведомственным хранением документов, в архивных учреждениях округов в 2009 году утрачено 1541 единица хранения, в том числе в Респуб­лике Северная Осетия-Алания, Краснодарском крае, Волгоградской и Рос­товской областях.
Серьезным фактором, сдерживающим динамику увеличения объемов архивных работ, является крайне недостаточное финансирование расходов на усиление технической оснащенности архивов, внедрение современных ком­пьютерных и архивных технологий.
Вследствие отсутствия лабораторий страхового копирования в респуб­ликах Адыгея, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Се­верная Осетия-Алания и неисправности оборудова­ния лабораторий госу­дар­ственных архивов в ряде других субъектов округов, не­удовлетворитель­ными темпами  ведется работа по страховому копирова­нию архивных доку­ментов, являющаяся важнейшим условием  обеспечения их сохранности.
Несмотря на общие положительные сдвиги, существенно различаются темпы компьютеризации архивных учреждений регионов.
При этом следует отметить, что в последние годы большинство регио­нов осуществили настоящий прорыв в сфере насыщения ар­хивных учрежде­ний компьютерной техникой. Только в прошедшем году, несмотря на кризис, количество компьютеров в архивных учреждениях Юга России увеличилось на 12 процентов. По со­стоянию на 1 января 2010 года в доста­точной мере укомплектованы компью­терами государственные архивы рес­публик Адыгея и Калмыкия, Краснодарского и Ставро­польского краев, Аст­раханской, Вол­гоградской и Ростовской облас­тей.
На пути активного завершения данного процесса находятся остальные регионы округов за исключением республик Дагестан, Ингушетия и Север­ная Осетия-Алания, где показатель осна­щенности государственных архивов составляет более 3 человек на 1 ком­пь­ютер.
К сожалению, гораздо более медленными темпами ведется компьюте­ризация муници­пальных архивов. Недостаточно оснащены компьютерами  муниципальные архивы Кабардино-Балкарской и Чеченской рес­публик, Рес­публики Северная Осетия-Алания.
Вместе с тем, тенденция роста компьютерной базы в целом позволяет нам твердо рассчитывать на полное завершение этого процесса уже в бли­жайшие годы.
На этом фоне тревожными выглядят показатели внедрения компьютер­ных технологий в практику работы архивных учреждений.
Локальными вычислительными сетями не оборудованы не только госу­дарственные архивы, но и целый ряд органов управления архивным делом.
Несмотря на настоятельную необходимость и рекомендации Росархива о внедрении программного комплекса «Фондовый каталог», эта задача не выполнена в органах управления архивным делом республик Дагестан и Ин­гушетия, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской рес­пуб­ликах, Волгоградской области.
Лишь 25 из 32 государственных архивов и 234 из 286 архивных отделов внедрили и эксплуати­руют программный комплекс «Архивный фонд».
Массовое внедрение ПК «Архивный фонд» в работу муниципальных архивов ведется только в республиках Калмыкия, Дагестан и Карачаево-Чер­кесия, Краснодарском  и Ставро­польском краях, Астраханской, Волгоград­ской и Ростовской облас­тях. В остальных регионах округов эта работа нахо­дится в зачаточном состоя­нии.
Тем не менее, вышеперечисленные негативные процессы не повлияли в целом на готов­ность архивистов к выполнению задач по обеспечению сохранности Архив­ного фонда Российской Федерации.
Как я уже упоминал, сохранена и функционирует система государст­венных и муниципальных архивов, как и в предыдущий период, сохранена их штатная численность.
В настоящее время общее количество работников региональных архив­ных учреждений, обеспечивающих хранение, комплектование, учет и ис­пользование почти 27-миллионного массива документов, составляет 2028 чело­век.
Именно их трудом обеспечена в целом положительная динамика роста объемов показателей в хранении, комплектовании, учете и использовании архивных документов.
В 2009 году показатели улучшения физического состояния документов увеличились по сравнению с 2008 годом на 5 процентов. Объем документов, принятых на архивное хранение, увеличился на 4 процента и составил 248 тыс. дел.
При этом увеличили показатели приема документов архивы респуб­лик Адыгея, Калмыкия, Дагестан, Кабардино-Балкарии и Республики Северная Осетия-Алания, Астраханской и Ростовской областей.
Количество документов, прошедших описание, усовершенствование и переработку также увеличилось со 110 до 117 тысяч единиц хранения. Наи­более активно выросли показатели по данному виду работ в рес­публиках Да­гестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесия и Северная Осетия-Алания, Красно­дарском и Ставропольском краях, Астраханской и Волгоградской областях.
Продолжала расширяться работа архивных учреждений по использова­нию документов.
По сравнению с предыдущим годом почти вдвое, с 66 до 126 тысяч, воз­росло количе­ство исполненных тематических запросов.
Число исполненных запросов граждан социально-правового характера достигло 530 тысяч.
Общее количество исследователей, работавших в читальных залах ар­хивов, в 2009 году составило почти 8 тыс. че­ловек.
В целом, объем работ по использованию документов увеличился во всех регионах округов, но наиболее активно эта работа проводилась в рес­публиках Адыгея, Ингушетия и Калмыкия, Кабардино-Балкарской и Кара­чаево-Черкесской республиках, Краснодарском и Ставропольском краях, Ас­траханской, Волгоградской и Ростовской областях.
В заключении хочу отметить, что, несмотря на наличие ряда серьез­ных проблем в реализации Основных направлений развития архивного дела, в 2009 году все без исключения регионы округов продолжили на­ращивать уси­лия по перестройке и качественному совершенствованию орга­низации и обеспечения деятельности архивных учреждений.
Цели и формат информации, обсуждаемой на заседании Совета, не предполагает изложения программных мероприятий, планируемых органами управления архивным делом на ближайшие годы. Они достаточно подробно изложены в тек­сте Концепции, а конкретные результаты их выполнения от­ражены в сводных показателях развития архивного дела в Южном и Северо-Кавказском федераль­ных округах, переданных в каждую делегацию.
Важно другое – итоги работы архивных учреждений округов в ходе реализации Межрегиональной концепции позволяют наде­яться, что на­ме­ченные цели, задачи и перспективы развития архивного дела будут выпол­нены в назначенные сроки.
 
Официальный сайт Федерального архивного агентства Портал Архивы России Федерального архивного агентства Сайт Солдат.ru Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации Официальный сайт Всероссийского НИИ документоведения и архивного дела Портал государственных и муниципальных услуг Выборы Президента России
© 2011 - 2019 Правительство Ростовской области
факс 244-09-83