Управление по делам архивов Республики Адыгея
 
Государственное учреждение «Национальный архив Республики Адыгея»
 
Тема: «О состоянии и перспективах расширения взаимодействия региональных
архивных учреждений в решении организационных и методических проблем
формирования Архивного фонда Российской Федерации»
 
 
Сообщение на совместном заседании
НМС архивных учреждений  СКФО и ЮФО
г. Махачкала 21-23 сентября 2010 г.
 
Исполнитель: Ф.З. Гонежук,
заместитель директора
ГУ «Национальный архив
Республики Адыгея»
 
 
Майкоп, 2010г.
 
Уважаемые участники научно-методического совета!
 
Тема моего выступления достаточно обширна и дискуссиона. Поэтому, постараюсь остановиться, на мой взгляд, на наиболее важных аспектах.
Для присутствующих не секрет, что, как и много лет назад, Архивный фонд Российской Федерации (далее – Архивный фонд) создается путем решения двух основных задач: определения списка организаций - источников комплектования архивов (далее - список) и определение состава документов, подлежащих постоянному хранению. При этом заметны существенные изменения, произошедшие со списками: повышение удельного веса организаций негосударственных форм собственности, а так же управленческих структур различных уровней, большое разнообразие видов организаций и состава документов.
Большинство негосударственных организаций являются бывшими государственными, которые состоят в списках из-за того, что продолжают хранить государственную часть Архивного фонда. Но дальнейшее их включение в список порождает много вопросов и проблем: не желание упорядочивать документы в соответствии с правилами и в полном объеме, а в дальнейшем и передавать их на государственное хранение в архив. Как показала практика, делая ссылку на архивное законодательство, многие из негосударственных организаций заявляют о готовности осуществлять хранение своих документов самостоятельно в организации.
К числу «трудных» также относятся и различные общественные организации, и политические партии, которые не всегда стремятся передать на постоянное хранение действительно ценные документы, так как делопроизводство здесь поставлено на низком уровне, объясняя это малочисленностью штатов, и т.д.
В новых правовых и социально-экономических реалиях, когда сужается сфера государственного управления и изменяется сама структура фондообразователей, многих архивистов тревожит вопрос: каким будет Архивный фонд завтра? Если даже определиться со списком источников, то с составом документов разобраться бывает подчас нелегко.
Архивный фонд постсоветского периода сегодня только формируется в организациях. В основном он отражает не все стороны жизни, а роль государства во всех сферах нашей жизни посредством комплексов документов базовых управленческих и производственных структур. Подтверждается это ростом в списках источников комплектования государственных архивов удельного веса управленческих государственных и муниципальных органов.
Поэтому, как отмечают исследователи, «в формируемой архивистами «документной летописи» неизбежно будут пропущены не только существенные «событийные эпизоды», но и целые направления деятельности, жизненно важные для региона или страны (например, в финансовой и банковской сферах, в энергетике, нефтяной промышленности и т.д.), и особенно те промышленные комплексы, которые имеют зарубежных хозяев»[1].
Сегодня как никогда усиливается социальная функция архивов за счет не прекращающегося поступления документов по личному составу ликвидированных организаций, что серьезно влияет на качественные характеристики Архивного фонда.
Возрастает выборочный прием и коллекционное комплектование не только в отношении личных фондов и документов общественных организаций, но и документов негосударственных организаций производственного и хозяйственного секторов. То есть в Архивном фонде роль государства в различных сферах станет иллюстрироваться документальными фрагментами, которые удаться получить архивистам от негосударственных структур. И здесь уже многое будет зависеть как от правового и методического обеспечения комплектования, так и от профессионализма и энергии архивистов, сумевших пополнить архивный фонд разнообразными ценными документами[2].
Бурное развитие масс - медиа полностью изменило систему документирования творческого процесса: место рукописного или машинописного текста заняла компьютерная печать. Использование новых технологий привело к тому, что полнота архивных фондов невозможна без присутствия в них информации на электронных носителях.
При сложившейся сегодня ситуации, когда отсутствует достаточная материально-техническая база, происходит сокращение финансирования под модным предлогом – экономический кризис, как никогда требуется вмешательство государства, а самое главное его мощная финансовая поддержка архивной отрасли. Так как отсталость в материальном оснащении, не отвечающая высоким требованиям общества к архивам, закладывает глубокий разрыв между архивами и обществом на многие годы вперед.
Сегодня около 80% потоков информации содержится на электронных носителях, которые, увы, не могут хранить большинство архивов субъектов Российской Федерации (далее - РФ). Проблема эта остра и актуальна, так как уходят безвозвратно исторические события запечатленные на электронных носителях, а вместе с ней исчезает часть истории того или иного региона. Традиционный вид носителя (на бумажной основе и фотодокументы) уже не достаточен для объективного и всестороннего изложения тех или иных событий современной истории.
Идея систематического комплектования Архивного фонда как текущей, так и ретроспективной аудиовизуальной информацией, обсуждалась на зональных научно-методических советах архивных учреждений (далее - ЗНМС), но и по сей день, проблема остается не разрешенной, а ведь архивы могут опоздать и остаться на «задворках истории».
Для решения существующих проблем необходима слаженная работа, как архивных учреждений, так и делопроизводственных и архивных служб различных организаций.
Успешная деятельность архивных учреждений в немалой степени зависит и от ее методического обеспечения, чему в значительной степени способствует ЗНМС. На его обсуждение выносятся актуальные проблемы развития архивного дела, намечаются конкретные меры по их реализации, вырабатываются эффективные подходы по обеспечению сохранности архивных документов, комплектованию и использованию их в интересах общества. На протяжении своего существования ЗНМС играл значительную роль по обмену опытом в области законодательной, нормативно-методической базы обеспечения архивов, неформального общения специалистов по самым актуальным проблемам архивного дела. Возможность свободного обсуждения вопросов на заседаниях совета, волнующих всех архивистов, и принятие эффективных, рациональных решений в целях проведения общей политики в сфере архивного дела, дали на практике ощутимые результаты.
По итогам заседаний ЗНМС в архивных учреждениях субъектов Южного и Северо - Кавказского федеральных округов (далее – ЮФО и СКФО) в течение последнего десятилетия планомерно решались многие задачи: проведена работа по оптимизации списков организаций - источников комплектования; разработаны формы договоров и соглашений о сотрудничестве с федеральными и негосударственными организациями; усовершенствованы старые и разработаны примерные номенклатуры дел, заводимых в организациях; разработаны инструкции по делопроизводству и деятельности архивов организаций; проведены выездные совещания и семинары по внедрению «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации…» и других документов по архивному делу, и т.д.
Но, к сожалению, в рамках ЮФО и СКФО не существует единой совместной программы по взаимодействию архивных учреждений в деле формирования Архивного фонда. Каждый субъект решает те или иные задачи на свое усмотрение и умение.
В докладе о результатах и основных направлениях деятельности Министерства культуры Российской Федерации на 2011-2013 гг., в частности, в пункт 2.3. отмечено важное направление в деятельности министерства, а именно укрепление единого культурного пространства России и интеграции российской культуры в мировое культурное пространство, что, на мой взгляд, слабо реализуется в архивном деле в рамках наших округов.
Выходом в сложившейся ситуации, как мне видится, будет проведение целевых крупномасштабных общественных акций, как отдельных архивных учреждений в рамках региона, так и создание совместных проектов, разнообразных по форме и содержанию, способствующих повышению уровня востребованной документной информации, доверия к архивам в современном обществе, а так же пополнению архивного фонда ценными документами. Подобные формы работы, сочетающие в себе традиционные и инновационные технологии, весьма эффективны и способствуют пополнению информационных ресурсов региона и страны, а также складывания определенного позитивного имиджа перспективности и востребованности такой профессии как архивист.
Так же будет иметь определенный общественный и научный резонанс разработка совместной с архивными учреждениями ЮФО и СКФО программы по выявлению документов в архивах других субъектов и стран (бывших союзных) по истории субъектов с целью передачи их копий в коллекции документов по истории региона для воссоздания и сохранения ее целостной истории. Уже сегодня достаточно проблематично попасть в архивы Грузии, Украины, Прибалтийских стран и т.д., не говоря уже о проблемах завтрашнего дня. Исследователи на страницах своих исследований негодуют о «закрытости» или ограниченном доступе к архивным документам еще вчера открытых для работы в архивах.
Проблема эта с каждым годом только возрастает, так как многие «непрофессиональные» пользователи часто не понимают, или не хотят понять, почему документы по истории конкретной территории хранятся в другом регионе[3].
Положительным моментом во взаимодействии архивных учреждений могло бы стать проведение зональных конкурсов по архивному делу, в таких направлениях архивного дела, как разработка методических пособий и автоматизированных систем, издание сборников документов и т.д. Это позволило бы выявлять среди архивистов талантливых и перспективных специалистов архивного дела. А система поощрения показала бы нужность и востребованность простых рядовых архивистов для всей отрасли.
Как отмечалось выше, немаловажным является проблема подготовки молодых специалистов. Реалии таковы, что сегодня в архиве работает около 50% «случайных» людей, которых по разным причинам судьба занесла в архив. У них далеко не архивное образование, и даже не историческое. Поэтому перед нами стоит большая проблема в их обучении, а тем более создании условий их удержания в архивах на длительный срок, так как заработная плата создает большую текучесть кадров, что губительно сказывается на архивном деле, в котором как в одном из немногих важен большой опыт работы.
Проводимая в РФ молодежная политика практически не находит своего отражения в совместной работе архивных учреждений ЮФО и СКФО. И в данном случае еще одним созидательным моментом стало бы создание при ЗНМС Совета молодых специалистов архивного дела для приобщения их к корпоративному духу архивистов, а если хотите, привьет любовь и патриотическое отношение к своей работе. А в перспективе создаст базу для преемственности поколений архивистов.
Нельзя сказать, что молодежь не приобщена к работе ЗНМС, но это явление носит скорее эпизодический характер. А ведь благодаря выступлениям и опыту работы архивных учреждений, озвученных на ЗНМС, все больше возрастает интерес к данной работе у молодых специалистов. А по итогам совещаний на местах ими же проводится большая работа по внедрению этого самого опыта.
Надеюсь, озвученные предложения вызовут интерес и найдут отклик в планировании работы ЗНМС на ближайшее время.
В заключение хочу поздравить всех присутствующих со знаменательной датой – 40-летием со дня образования научно-методических советов архивных учреждений Российской Федерации. Пожелать всем Вам здоровья, терпения, удачи и самое главное мира нашим семьям, России и всему человечеству!
Благодарю за внимание!

[1] В.А. Еремченко. К вопросу о стратегии формирования Архивного фонда Российской Федерации // Отечественные архивы. 2004. №1. С.28.

[2] Там же. С.30.

[3] А.Г. Караваева. Информационные потребности непрофессионального пользователя государственных архивов: ожидания и реальность // Отечественные архивы. 2010. №3. С.31.
Официальный сайт Федерального архивного агентства Портал Архивы России Федерального архивного агентства Сайт Солдат.ru Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации Официальный сайт Всероссийского НИИ документоведения и архивного дела Портал государственных и муниципальных услуг Выборы Президента России
© 2011 - 2019 Правительство Ростовской области
факс 244-09-83