Уважаемые коллеги! Уважаемые приглашенные!
  
История становления и развития научно-методических советов архивных учреждений нашей страны вообще и Северно-Кавказского региона в частности, организационные формы их деятельности, их функции в планировании НИР и методической работы, итоги и перспективы дальнейшего развития подробно отразил в своем докладе Анатолий Михайлович[1].
Содержательный доклад о деятельности НМС и их задачах на современном этапе был сделан директором ВНИИДАД М.В. Лариным на 6 заседании Совета по архивному делу при Росархиве.
Не повторяя озвученного коллегами и рассматривая 40-летнюю историю НМС в контексте развития отрасли, хотелось бы в своем выступлении показать роль и место НМС в развитии архивного дела Дагестана, а также вклад архивных учреждений и архивистов Дагестана в копилку научно-исследовательской, методической работы Совета.
Деятельность НМС изначально была нацелена на поиск путей совершенствования архивного дела, улучшения системы управления архивными учреждениями, подготовке кадрового потенциала. В ЦГА РД в фонде Архивного Управления при СМ ДАССР сосредоточены материалы ЗНМС архивных учреждений Северного Кавказа, начиная с 1976 года.
На первом этапе развития ЗНМС, в 70-80-е годы, Архивное управление при СМ ДАССР принимало активное участие в разработке заявленных Главархивом СССР тем. По темам «Организация работы отдела научной информации и публикации», «Совершенствование организации работы справочного стола» ЦГА ДАССР выступал головной организацией. В отчете о работе по развитию архивного дела ДАССР за 1980 г. читаем: «Завершена работа по теме 4.2.1.1. «Организация работы госархивов по приему граждан и исполнению запросов социально-правового характера», которые одобрены ЗНМС и по решению Научного Совета Главархива отправлены в СИФ ЦГА РСФСР и архивы зоны». В эти годы архивистами Дагестана  подготовлены научные разработки, доклады и выступления: по обмену опытом работы методистов (1972, 1975 г.г.); по вопросам планирования и НОТ (1973,1980 г.г.); учета и проверки наличия документов (1978г.); обеспечения сохранности документов (1976,1986 г.г.); организации работы райгорархивов (1979, 1981, 1988); улучшения деятельности ЭПК (1984 г.), организации работы с фотодокументами (1990). Не обошли вниманием 110 годовщину со дня рождения  В.И. Ленина (1980 г.), продовольственную программу (1983 г.), вопросы перестройки архивных учреждений.
Многими памятками, инструкциями, созданными архивными учреждениями в этот период в рамках ЗНМС, мы до сих пор пользуемся. Проведенный в ту пору экономический анализ деятельности архивов лёг в основу создания норм выработки, которые, кстати, и поныне действуют.
Эти документы служат нам также и памятью о коллегах, которые по известным причинам впоследствии выехали за пределы республики. А некоторых, к сожалению, уже нет с нами. Их подписи, пометки пестрят на всех методичках, и это, поверьте, волнует.
Равномерная, плановая научно-исследовательская работа была закономерным процессом еще и по той причине, что в архивной системе Дагестана работало достаточно много квалифицированных специалистов-выпускников МГИАИ. Кроме того, существовали традиции наставничества, воспитательной работы, планового обучения на заочных курсах МГИАИ. В обязательном порядке в практику работы внедрялись прошедшие через ЗНМС и Научный Совет Главархива научные труды. Работа НМС вначале строилась как составная часть пятилетних, годовых планов архивных органов и учреждений страны.
Все шло своим чередом. Ничто не предвещало беды… Степенность, рутинность. Зарплата умеренная. Отрасль развивалась.
Но вот случились 90-е. Начинается новый отсчет. Времени. Нравов. Государственного устройства. И развития НМС, разумеется.
В тяжелых финансово-экономических условиях архивные учреждения были вынуждены встраиваться в новый механизм хозяйствования, судорожно заниматься привлечением дополнительных средств. Остро встала проблема собственности на архивные документы, возникли вопросы разграничения предметов ведения федеральных, республиканских и муниципальных архивов, определения новых источников комплектования, введения в научный оборот ранее закрытых для использования документов архивов КПСС, ВЛКСМ, КГБ. Хвататься за голову руководителям органов управления архивным делом регионов было непозволительной роскошью. В срочном порядке, включив профессиональный азарт, помноженный на традиционную степенность и рутинность, гибко реагируя на изменяющиеся социально-экономические реалии и учитывая отсутствие соответствующих этим реалиям нормативно-методических документов в области архивного дела, с учетом особенностей Дагестана были разработаны собственные методики, памятки, инструкции. Затем, в рамках НМС, они обсуждались. Исправлялись. Дорабатывались. Внедрялись. Применялись разные формы обмена опытом с коллегами.
Нет худа без добра. На этой волне мы, коллеги, архивисты всех регионов сплотились, сдружились, обмен опытом стал повседневной практикой. Мы прочувствовали друг друга, прониклись болью и трагедией соседей. Достаточно вспомнить уничтоженный бомбардировками архивный фонд Чечено-Ингушской республики.
Меняется стиль работы Совета. Под натиском стремительно, непредсказуемо меняющегося общественно-политического положения страны происходит некоторое угасание научной, исследовательской стороны его деятельности с переходом на решение перманентных проблем и выработки рекомендаций упреждающего характера. В условиях, когда архивистам пришлось провозгласить девиз «спасти и сохранить» это было оправданно. Так, в этот период на Совете были обсуждены вопросы, требующие незамедлительного решения: рассекречивания документов (1995 г.); интеграции документов бывших партархивов (1996 г.); создания путеводителей по АТД и совершенствования ЭПК (1999 г.); использования документов в современных условиях (1997, 2003 г.г.); совершенствования делопроизводства (2001 г.); формирования АФ РФ и работы архивов документов по личному составу (2002 г.); работы с партиями, политическими движениями, общественными организациями (2004 г.); проблем развития архивных учреждений Северного Кавказа на рубеже веков (2000 г.); проблем учреждений-источников комплектования архивов; разграничения полномочий между архивным органом и муниципальным образованием; фондирования документов избирательных комиссий; участия архивных учреждений в проведении юбилейных мероприятий; генеалогических изысканий.
По всем этим вопросам дагестанским архивистам было что поведать из практики своей работы и что перенять у соседей. Здесь удобными консультационными площадками оказались «круглые столы», куда на обсуждение выносились все проблемы и узкие места. В это время активизировались перекрестные связи с коллегами, НМС взял на себя функции и методической работы, и координации деятельности региональных органов управления архивным делом. Мы учились друг у друга, Мы учились на собственных ошибках.
В конце 90-х годов Советом возобновляется научная, исследовательская работа. Но в Дагестане ряды архивистов заметно поредели, специалистов, способных на должном уровне провести исследовательскую работу, раз-два обчелся. Кроме того, при ликвидации 6 филиалов ЦГА безвозвратно были утеряны 23 штатные единицы Архивного управления при СМ ДАССР с перемещением документальных фондов в ЦГА. В этих условиях, не отстранившись в целом от участия в работе Совета, была поставлена задача подготовки кадров в соответствующем направлении. Скажу, что и сегодня эта проблема очень актуальна. И вряд ли в ближайшее время будет поставлена на должный уровень.
В 2001 году после достаточно долгого перерыва, пробираясь вперед методом тыка, учась на собственных ошибках, спотыкаясь и падая был рожден научно-исследовательский труд на основе представленного Росархивом плана-проспекта - «Обзор развития архивного дела в Республике Дагестан (1991-2000 годы)». Главный позитивный вывод, сделанный по результатам десятилетней кропотливой работы - это «на фоне общественно-политических  катаклизмов, в целом негативно отразившихся на состоянии общества, реформа архивной отрасли Дагестана протекала без катастроф, удалось в целом сохранить накопленное за столетия документальное богатство и использовать его для удовлетворения потребностей  гражданина, общества, государства».
В то же время, проведенный в рамках НМС анализ региональных обзоров показал, что научно-методическое обеспечение основных направлений работы государственных и муниципальных архивов отстает от быстро меняющихся реалий, а проблемы и беды государственного уровня ярче выпячивают и недостатки отдельной отрасли. Недостатков, пробелов, белых пятен, для устранения которых необходим коллективный труд, в первую очередь, направленный на совершенствование архивного и смежного законодательства, оказалось предостаточно.
Закономерно, что среди обсуждаемых тем ведущее место занимают вопросы обеспечения сохранности документов Архивного фонда РФ. Здесь необходимо сказать, что с 2000 года существенно улучшилось финансирование архивной отрасли РД, и в целом наметился позитивный перелом от выживания в сторону развития, активизировалась и научно-методическая, публикаторская работа. Коренные изменения в материально-техническом обеспечении выразились, в том числе, и в приобретении оргтехники. Создались реальные предпосылки для внедрения ААТ, ведения БД «архивный фонд» и «фондовый каталог».
За счет реализации ФЦП «Развитие архивного дела в РД на 2001-2005 годы» отрасль, можно сказать, выпрямилась, наметился путь устойчивого, сбалансированного развития.
Вопросы государственной поддержки архивного дела и совершенствования управления архивами были в это время наиболее обсуждаемыми на нашем Совете. В центре внимания Совета находились также вопросы законотворчества. Под контролем НМС и при его методической помощи подготовлен проект Закона РД «Об Архивном фонде РД», принятый Народным Собранием в 2005 году. Следом принят закон о наделении муниципальных органов государственными полномочиями в архивной сфере. В 2005 году на Совете утверждена межрегиональная концепция развития архивного дела в ЮФО (2006-2010 г.г.), в котором признано преимущество программно-целевых методов финансирования архивных учреждений  по нормативам, ориентированным на конкретный результат. Как видим, к этому времени в Дагестане уже была успешно реализована подобная программа. В дальнейшем разработана очередная целевая Программа развития архивного дела в РД на 2008-2010 годы.
Ввод в эксплуатацию нового административного здания, повсеместное усиление пожарной безопасности, ремонт и замена систем жизнеобеспечения архивных зданий, сплошная модернизация материально-технической базы хранения документов, приобретение помещения для РГАЛСа.
Более 10 изданий (сборники, архивные справочники, альбомы и буклеты к юбилеям), выход архивной газеты.
Примерные номенклатуры дел, методические рекомендации, памятки, административные регламенты по предоставлению государственных услуг. Завершение работы по вводу в БД «Архивный фонд» архивных описей, в том числе на уровне муниципальных архивов.
Все это далеко не полный перечень того, что достигнуто за последние годы.
Отошли те времена, когда руководители муниципалитетов смотрели на архив, как на кару божью. В большинстве муниципальных архивов сегодня созданы оптимальные условия хранения документов АФ РФ.
Пересмотрели свои позиции на страшно назойливое слово «архив» и руководители ряда министерств и ведомств. Наоборот, даже прониклись уважением к документу. Впечатленные обращениями, призывами, стенаньями Чурлановой П.К. «хранить, собирать, передавать, не жечь, не мять»[2], даже стали собственными силами упорядочивать документы.
Подтянулись федералы, на сегодня заключено более 40 трехсторонних соглашений о сотрудничестве.
Казалось бы, теперь сам Бог велел нам перевести дух, шагать вперед, выпрямив спину, степенно, рутинно продолжая свое дело.
А нет! Мировой финансовый кризис, как гром среди ясного неба. Новый отсчет. Секвестрование программного финансирования на 20%.
Тем не менее, в условиях непростой экономической ситуации Правительство РД сохранило практически все позиции бюджета, отвечающие за стабильную работу архивных учреждений. Благодаря поддержке высших органов власти, признанию ими важности научно-методических проблем, решение которых определено интересами гражданина, общества и государства, а также потребностями отрасли и государственных органов, мы имеем возможность организовать сегодня сороковое юбилейное заседание Совета в г. Махачкале. Если в тяжелый экономический кризис власти изыскивают средства для проведения подобных мероприятий, то есть место для оптимизма.
Готовность придти на помощь, подставить плечо продемонстрировали и коллеги из регионов в период подготовки к настоящему заседанию НМС. Спасибо вам, коллеги!
Я благодарна также руководителям министерств, ведомств, федеральных органов и учреждений, муниципалитетов, творческих союзов республики, которые оказали мне поддержку и помощь в организации этого мероприятия.
Несмотря на кардинальные изменения, происшедшие в последние годы в архивной жизни Дагестана, нерешенных вопросов достаточно много.
Есть проблемы – «долгострои» (место хранения документов территориального федерального ведомства, статус муниципального архива в архивной системе, правила издания исторических документов, социальная защита архивистов и др.).
Есть вопросы, которые возникают на гребне реального исторического момента или в общей канве современного законодательного поля (предстоящая реформа государственных учреждений).
Есть вопросы местного значения, специфические, в решении которых от Управления Правительства РД по делам архивов требуется аналитическая работа, выявление потенциальных проблем и представление опережающих предложений в Правительство РД.
В успешном решении всех этих вопросов не последнее место занимает НМС.
За 40 лет архивистам Юга России, коллегам в рамках научно-методического Совета удалось выстроить корпоративный характер внутренних отношений, дух коллективизма, взаимопомощи, выстроить свои ценности, создать настрой к совершенству и самореализации, профессиональному росту и преодолению трудностей. Сложилась исследовательская школа, которая определила новый научный и интеллектуальный уровень архивиста. При этом – всегда присутствие незыблемо державного Росархива. Его плодотворное научно-организационное содействие, готовность подставить плечо и подстелить соломку. И личное участие в работе НМС руководства, в стиле работы которого гармонично сочетаются бескомпромиссность и гибкость, скрупулезность без буквоедства, требовательность без формализма.
М.В. Ларин отмечает: «Как правило, территориальные рамки деятельности НМС совпадают с территориальными рамками федеральных округов, хотя в отдельных случаях допускаются и исключения. И, наверное, в связи с образованием Северо-Кавказского федерального округа имеет смысл все же подумать, стоит ли механически дробить НМС архивных учреждений Южного федерального округа. Есть серьезные основания считать, что архивистам северокавказских республик важно сохранять установившиеся связи с архивистами таких центров, как Ростов-на-Дону, Краснодар или Волгоград». Как не согласиться с этим?
Совместная работа способствовала лучшему узнаванию друг друга, укреплению отношений, НМС нас объединил, сплотил – зачем это ломать, терять?
Думаю, сегодняшний наш круг - самый оптимальный узкий круг для совместной творческой работы.
Спасибо за внимание!
 

[1] Кириченко А.М. – Председатель комитета по управлению архивным делом Администрации Ростовской области

[2] М.И. Ромм
Официальный сайт Федерального архивного агентства Портал Архивы России Федерального архивного агентства Сайт Солдат.ru Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации Официальный сайт Всероссийского НИИ документоведения и архивного дела Портал государственных и муниципальных услуг Выборы Президента России
© 2011 - 2019 Правительство Ростовской области
факс 244-09-83