Современные проблемы финансирования АОГУ «ГААО»
        
Руководство и бухгалтерия государственного архива в течение ряда лет обеспечивают устойчивую стабильную работу коллектива по выполнению задач, направленных на достижение конкретных результатов, которые ставит Росархив, Правительство Астраханской области, агентство по делам архивов Астраханской области, в условиях менее чем минимального бюджетного финансирования.
Постоянные изменения, происходящие в бюджетной политике, не упрощают, а усложняют и увеличивают в объёмах решение задач по координации долгосрочного бюджетного планирования, обеспечению финансовыми средствами деятельности архива на достижение конкретных результатов.
В текущем году отдел бухгалтерского учета и отчетности совместно с ведущими отделами архива проводит работу-учебу, именно «работу-учебу»,  по повышению качества и эффективности государственных услуг, оказываемых населению региона, гражданам Российской Федерации и СНГ.  Параллельно этой работе много вопросов возникает о правовом положении «новых» бюджетных учреждений, которые, сохранив название, приобретут новые права и ответственность за принятые ими обязательства, что в свою очередь порождает ряд проблем при принятии и реализации управленческих решений.
Важнейшей новацией Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» является изменение принципа финансового обеспечения бюджетных учреждений. С большим нетерпением ожидаем законодательного документа о порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственных заданий с учетом новых норм, введенных этим законом, так как  последние десять лет годовые расходы государственного архива по бюджету и внебюджетным поступлениям для отдела дополнительных архивных услуг в области ДОУ и работы архивов организаций  рассчитываются по проекту методических рекомендаций  ВНИИДАДа 2000г. «Разработка экономических норм и нормативов планирования и финансирования расходов федеральных архивных учреждений и организаций». Учитывая реальные возможности Министерства финансов Астраханской области и напряженность консолидированного бюджета области руководство госархива ежегодно заявку на бюджетное финансирование вынужденно сокращает. Так , на 2010 год заявка о потребности в бюджетных ассигнованиях статей материальных затрат и капитальных вложений в основные фонды составила  одну треть от фактической рассчитанной потребности, необходимой для выполнения сотрудниками госархива запланированного объёма работ, бюджетную роспись утвердили в размере 23,2 % от 1/3 фактической потребности, на 2011  год заявка составила 72,9% от фактической потребности, утвердили 69,4% от заявки, что составляет 41,3% от фактической потребности финансирования. Прогноз   бюджетного финансирования на 2012 год составляет около  55,7% от заявки, которая в свою очередь составляет 75% от фактической потребности финансирования. Таким образом, ежегодное заниженное финансирование государственного архива ведет к систематическим сбоям в производственной и хозяйственной деятельности. В определенных ситуациях не помогают даже вложения из внебюджетных поступлений. Так, из года в год самостоятельно оплачиваем из внебюджетных поступлений различные услуги, приобретение основных средств, частично капитальный ремонт и другое.
Бюджетное финансирование на текущий год  нельзя назвать  даже мизерным: был оптимизирован (секвестирован) фонд оплаты труда и начисления на оплату на  17,4% от финансирования 2009 года, финансирование на материальные статьи затрат составили – 379,5 тыс. руб., этого хватило, чтобы частично обеспечить обязательства по статье 223001 «Оплата коммунальных услуг» - на 72%, и статье 221000 «Оплата услуг связи» - на 69%.
Как и другим архивным учреждениям,  помощь в этом вопросе просто необходима именно на уровне Росархива! Особенно сейчас, когда идет изменение идеологии бюджетного планирования - переход к методам управления по результатам - подходы к финансированию должны быть ориентированы на конечный общественно-значимый результат. По новой системе учета результат деятельности является балансовой величиной. Это разница между совокупными активами и совокупными обязательствами. Отсюда: текущие доходы приводят к увеличению результата, а текущие расходы уменьшают результат и оказывают прямое воздействие на изменение результата деятельности учреждения.
В вопросе увеличения годового бюджета учреждения немаловажную роль выполняют внебюджетные поступления, а также  действенную поддержку могло бы оказать  плановое финансирование областной целевой программы «Развитие архивного дела в Астраханской области». Но, увы, такой  Программы нет, то есть она была утверждена на 2001 - 2003 годы, которая позволила из 3308,0 тыс. руб. получить всего 153,0 тыс. руб., которые были направлены на приобретение компьютеров  и другой оргтехники, а также частичную оплату капитального ремонта здания.
Программа была составлена и утверждена  в целях сохранения и пополнения Архивного фонда Астраханской области, обеспечения государства и граждан архивной информацией, необходимой для их успешного функционирования и жизнедеятельности. Все мероприятия по каждому разделу были направлены на определенный конечный результат и социально-экономический эффект  при условии реализации программы. Бюджеты прошедших лет (сметы) с 2002 года содержали «непрограммную» и «программную» части. Как уже было отмечено выше, программная часть бюджета планируемого года постоянно исключалась из финансирования Министерством финансов области. Мероприятия Программы были выполнены частично, только те, по которым планировались расходы по внебюджетным поступлениям госархива.
В 2004 году коллектив госархива направлял предложения по формированию Программы развития архивного дела на территории Астраханской области на 2005 - 2008 годы, т.е. фактически пытался осуществить переход на среднесрочное финансовое планирование, «скользящую трехлетку», но в связи с реформированием аппарата исполнительной власти  предложения не были рассмотрены.
Очередные предложения уже на 2006-2009 годы также не были рассмотрены.
Как видим, попытка перехода на программно-целевое бюджетирование конкретно взятого бюджетополучателя в прошедшие годы, т. е. госархива, не увенчалась успехом.
В конце августа текущего года Министерство финансов озаботилось тем, что, оказывается, нами не предоставлены на согласование проекты ведомственных целевых программ (ВЦП) на очередной финансовый год и плановый период. В сентябре проект ВЦП под установленный по результатам согласования объем бюджетных ассигнований на 2011-2013 годы. Но получить дополнительное финансирование под эту Программу, которая является не чем иным как частичным финансированием нормативных  затрат, связанных  с выполнением государственного задания.
Устойчивого финансового состояния  государственный архив добивается привлечением внебюджетных средств, выполняя договорные работы по упорядочению документов, генеалогические и тематические запросы другие виды  архивных услуг. Так план 2010 года по внебюджетным поступлениям выполнен в апреле текущего года и на текущую дату составил 70% перевыполнения.
Еще раз хочу заострить внимание на том, что метод бюджетирования на результат внедряется с целью повышения эффективности государственных расходов за счет концентрации этих расходов на наиболее важных для общества направлениях. Поэтому коллектив государственного архива Астраханской области старается всемерно  и каждодневно  своей деятельностью обеспечивать органы власти, государственные учреждения и граждан архивной информацией, доказывая необходимость полноценного существования нашего государственного учреждения.
 
Начальник отдела бухгалтерского учета и
отчетности – главный бухгалтер
АОГУ  «Государственный архив
Астраханской области»                                                          М.М.Макрушина
 
Официальный сайт Федерального архивного агентства Портал Архивы России Федерального архивного агентства Сайт Солдат.ru Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации Официальный сайт Всероссийского НИИ документоведения и архивного дела Портал государственных и муниципальных услуг Выборы Президента России
© 2011 - 2019 Правительство Ростовской области
факс 244-09-83