Взаимодействие Управления Правительства Республики Дагестан по делам архивов
с органами местного самоуправления по вопросам выполнения
государственных полномочий в области архивного дела.

 

   Сегодня в муниципальных архивах республики сосредоточено 451196 ед. хр. документов государственной собственности – это 87% от общего количества документов, хранящихся во всех МА. С 2006–2010 г.г. принято  еще 126127 ед. хр.
   Финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных госполномочий,  ежегодно предусматриваются в законе о республиканском бюджете РД на очередной финансовый год в форме субвенций и рассчитываются по методике, расписанной в законе о наделении органов местного самоуправления МО  госполномочиями  РД по хранению, комплектованию, учету и использованию АФ РД, принятом 30 ноября 2005 года.  Комитетом Правительства РД по делам архивов был  разработан и представлен в Минфин РД  проект расчетов на сумму 15,0 млн.руб., составленный по методике. Однако Минфин РД, ссылаясь на дотационность бюджета РД, применив коэффициент реальных возможностей методики, предусмотренный законом для Минфина РД (К–2,5), на 2006 год выделил субвенции в сумме 6,0 млн.рулей. В последующие годы за основу  уже брался показатель предыдущего года и пересчитывался на инфляционный индекс.
    На 2011г. законом о республиканском бюджете для выполнения госполномочий предусмотрено 8,0 млн. рублей. Бюджетные обязательства выполняются на 100%.
   Этот закон вывел архивы из подвалов.  Архивы встали на ноги, расправили плечи, поднялись по материально-техническому обеспечению на уровень других отделов администраций МО.
Архивисты наконец-то увидели свет божий из благоустроенных кабинетов  и   теперь не чужие на празднике чиновничьей жизни,  а в глазах коллег из администрации стали  на  голову  выше.    
    Общественность прониклась уважением к архивному документу, осознала архивный фонд как национальное достояние и ценное наследие. Рядовой гражданин продолжает через архивную справку защищать свои социальные правовые интересы.
   Как ни крути, материя первична.
    Проводя анализ исполнения госполномочий в отрасли, мы задались  вопросами.
  – Как повлиял этот базис на характер работы архива, повысилась ли ответственность у архивных работников, обострился ли у них вкус к профессии, есть ли стремление углубить знания и разнообразить свою деятельность.
 –  Насколько востребованы документы советского периода сегодня, какова польза от этого массива документов в дальнейшем, сколько времени эти фонды, согласно закону РФ «Об архивном деле в РФ», могут оставаться временно хранящимися в муниципальном архиве, то есть, целесообразно ли менять статус, превратив их в государственную собственность. Благо, нормативная основа, постановление Правительства РД по этому вопросу, принятое еще в 2009 году, имеется. В этой  связи подготовлены согласованные с администрациями МО перечни архивных фондов на  документы, созданные до1993 г.
   Анализ, проведенный в преддверии подготовки плана работы Дагархива на 2011г., наряду с очевидными положительными результатами выявил ряд затяжных проблем, на решение которых требуются и время, и взвешенные, обдуманные действия.
–  Несовершенство законодательства (отсутствие четкого определения статуса муниципального архива в архивном законе, необходимость пересмотра методики расчета субвенций в разрезе МО и др.)
– Деятельность муниципальных архивов целиком и полностью осуществляется за счет средств, выделяемых на реализацию госполномочий. Главами МО повсеместно такое распределение средств возведено в закон. Частью из них на эти средства содержатся дополнительные штатные единицы, не обременяя последних дополнительной профессиональной нагрузкой. Большинство администраций МО, читай – муниципальные архивы, умудрились не выполнить рекомендации Правительства РД завершить прием документов советского периода до конца 2010г. Так, в ведомствах 52 муниципальных образований до сих пор хранится около 50 тыс.ед.хр. Практикуется  нецелевое  использование  средств: в тех  архивах,  где  уже  созданы  оптимальные  условия  обеспечения  сохранности  документов,  увлекаются  приобретением  бытовой  техники; ряд  архивов, приобрев  современную  навороченную  фото-видеотехнику,  не  удосужились пополнить  фонды  соответствующей  документацией. 
 –  Приобретение  статуса белого человека не подтолкнуло среднестатистического архивиста муниципального уровня к  преодолению  инертности,  превращению  архива  в многофункциональный  социокультурный   центр  региона, выработке  новых  форм  общения с  пользователями, проявлению  активности в  использовании  документов .
    В целях  осуществления  более  тесных  деловых  контактов  Управления  с  органами  местного  самоуправления по  решению  данной  проблемы  нами  был  разработан  порядок  проверки  состояния  архивного  дела  в  муниципальных  образованиях и  с графиком  командировок на  2011 представлен в Администрацию  Президента  и Правительства  РД. Из  26  запланированных  проверкой  охвачено  10  МО.  В ходе  проверок  в  первую  очередь  предлагается  пересмотреть  сметы  расходов  субвенций  на  текущий  год .  Аналитическая  справка,  в  которой  расписан четырехлетний  результат  использования субвенций, вручается  главе  МО  мною  при  официальной  встрече. Справки  по  итогам  проверок  размещаются  на  официальном  сайте  Дагархива.
   Признаюсь: требуют совершенствования, переработки, разработки и многие  нормативные  акты Управления Правительства РД по делам архивов, регламентирующие отношения органа исполнительной власти и органа местного самоуправления республики в архивной сфере.
   Завершая, скажу, что подведение итогов этой работы требует времени, но алгоритм действий у нас уже есть. Главное,  не  наломать  дров.
Официальный сайт Федерального архивного агентства Портал Архивы России Федерального архивного агентства Сайт Солдат.ru Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации Официальный сайт Всероссийского НИИ документоведения и архивного дела Портал государственных и муниципальных услуг Выборы Президента России
© 2011 - 2022 Правительство Ростовской области
факс 244-09-83