«Межрегиональная концепция

 развития архивного дела в Южном и Северо-Кавказском

федеральных округах: итоги и перспективы»

 

          Как известно, Межрегиональная концепция развития архивного дела в Южном федеральном округе в 2006-2010 годах, разработанная при активном участии всех архивных учреждений округа, согласованная и одобренная Федеральным архивным агентством и ВНИИДАД, была утверждена на заседании Научно-методического совета в г. Краснодаре в октябре 2005 года.
         После выделения из состава Южного федерального округа архивисты регионов, вошедших в состав нового Научно-методического совета Северо-Кавказского федерального округа, в апреле 2010 года приняли решение о продолжении своего участия в реализации Межрегиональной концепции.
         В качестве основных целей Концепции были определены формирование единых подходов к оценке состояния и определению перспектив развития архивного дела, преодолению различий в уровне развития организационно-методической и научной работы, материально-технической оснащенности, социально-правовой защищенности работников архивных учреждений.
         В ходе реализации Концепции планировалось решить наиболее острые проблемы развития архивного дела, качественно повысить безопасность и эффективность работы архивов, обеспечить удовлетворение растущего спроса государства, общества и граждан в получении архивной информации, в целом, оказать положительное воздействие на процесс интеграции информационного потенциала архивов Юга России в общее информационное пространство страны.
         Несмотря на ситуацию, сложившуюся в управлении архивной отраслью страны после преобразования Федеральной архивной службы в Федеральное архивное агентство, механизм реализации Концепции предусматривал формирование и продвижение подходов и принципов государственного регулирования в сфере архивного дела от Росархива, являющегося основным генератором разработки и внедрения единой государственной политики и единых правил архивной деятельности и главным координатором НМС, к Научно-методическим советам, органам управления архивным делом, государственным и муниципальным архивам Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.
         Подобные подход позволяет сохранить вертикаль взаимодействия, единые методики и, в конечном счете, обеспечивает целостность архивной службы в масштабах России.
         Исходя из Концепции, основное внимание НМС наших федеральных округов было сосредоточено, прежде всего, на научно-методических проблемах, решение которых необходимо архивам в контексте задач, определяемых интересами государства, гражданского общества, потребностями самой отрасли и решениями государственных органов, в частности, Росархива. При этом Советы изменили и оптимизировали систему планирования и порядка определения тематики проводимых мероприятий. Если ранее эта система носила несколько неупорядоченный характер, то с 2006 года на рассмотрение заседаний НМС стали выносится в основном стратегические направления развития архивного дела. Вопросы, если можно так выразиться, тактического характера обсуждаются теперь в рамках совещаний-семинаров и заседаний Круглого стола.
         Такая практика позволяет, с одной стороны, системно и постоянно анализировать состояние и пути совершенствования основных задач архивных учреждений в сфере обеспечения сохранности, комплектования, учета и использования архивных документов, с другой - своевременно реагировать и принимать меры по решению новых актуальных проблем, возникающих в процессе архивной работы.
         На протяжении уже достаточно длительного времени НМС плодотворно участвует в подготовке планов научно-исследовательской работы организаций Федерального архивного агентства, способствуя эффективному использованию потенциала архивных учреждений регионов в интересах разработки актуальных научных проблем. Этим оказывается и немалая помощь в обеспечении взаимодействия федеральных архивов и архивов субъектов Российской Федерации.
         Как показала практика внедрения и реализации Межрегиональной концепции развития архивного дела в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, Научно-методические советы архивных учреждений в качестве совещательных органов в системе государственной архивной службы многое делают для проведения ее политики на региональном и межрегиональном уровнях. Они как бы представляют в регионах центральные органы управления архивным делом. В то же время государственные органы с помощью НМС могут получить более четкое представление о потребностях и наиболее актуальных задачах деятельности в области архивного дела на местах. Поэтому есть все основания считать НМС важным звеном в управленческой системе архивного дела. А горизонтальные связи архивных учреждений в границах региона способствуют повышению качества их работы, распространению того лучшего, что имеется в накопленном ими опыте.
         На заседания НМС и другие мероприятия регулярно приглашаются руководители органов государственной власти субъектов Федерации, на территории которых такие мероприятия проводятся, а также представители аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах. Это способствует привлечению их внимания к проблемам развития архивного дела и призвано обеспечить понимание их важности и значимости при решении вопросов развития региона, осуществлении тех или иных преобразований.
         Как показывает анализ итогов работы архивных учреждений Южного и Северо-Кавказского федеральных округов в 2005-2010 годах, совместная работа по реализации целей, задач и принципов Межрегиональной концепции способствовала укреплению тенденции стабильности, функционирования архивных учреждений, усилению государственной поддержки архивного дела, совершенствованию материально-технической базы архивов и устойчивому росту объемов выполнения Основных направлений развития архивного дела.
         Так, в прошедшем 5-летии активизирована работа по совершенствованию государственного регулирования архивного дела, приведению его нормативно-правовой базы в соответствие с требованиями федерального законодательства.
         В целом по округам было принято 118 нормативно-правовых актов органов государственной власти, в прямой постановке относящихся к вопросам развития архивного дела.
         Продолжалась работа по уточнению статуса, полномочий и функций органов управления архивным делом, государственных и муниципальных архивов, оптимизации сети и структуры архивных учреждений.
         В большинстве регионов статус и полномочия органов управления архивным делом не изменились.
         Вместе с тем, в связи с мероприятиями по сокращению дефицита республиканского бюджета в 2007 году комитет по делам архивов Республики Калмыкия был преобразован в отдел по делам архивов министерства образования, науки и культуры штатной численностью 3 человека, что понизило эффективность работы по управлению республиканской архивной отраслью.
         Переименование же комитета Правительства Республики Дагестан в управление Правительства республики по делам архивов было осуществлено в 2010 году в процессе оптимизации республиканских органов исполнительной власти и в целом не оказало отрицательного влияния на работу этого регионального органа управления архивным делом.
         Существенные изменения в отчетном периоде произошли и в сети государственных архивов отдельных регионов.
         Так, в целях повышения статуса и социальной защищенности сотрудников 3 государственных архива Кабардино-Балкарской Республики в 2006 году были преобразованы в управления Архивной службы республики, выполняющие функции государственных архивных учреждений.
         В 2010 году по инициативе Государственной архивной службы Республики Ингушетия была проведена оптимизация сети архивных учреждений в ходе, которой 6 государственных архивов городов и районов республики были переведены в статус муниципальных архивов.
         В итоге, несмотря на создание в 2006 году нового Государственного архива документов социально-правовой защиты граждан Волгоградской области, общее количество государственных архивов Юга России за прошедшее пятилетие сократилось с 34 до 26.
         Так же, в связи с проведением организационных мероприятий в большинстве регионов федеральных округов количество муниципальных архивов за этот период уменьшилось с 397 до 367.
         В целом, работа по оптимизации сети государственных и муниципальных архивов проводилась по инициативе или по согласованию с органами управления архивным делом и в итоге способствовала повышению эффективности деятельности архивных учреждений регионов.
         Государственная поддержка и энергичные меры, предпринимаемые региональными органами управления архивным делом, позволили обеспечить высокую динамику роста финансирования архивных учреждений в предкризисный период и поддерживать устойчивое финансирование архивов во время кризиса.
         Несмотря на неблагополучную экономическую ситуацию, наблюдавшуюся в последние три года, в целом по Югу России объемы бюджетного финансирования архивных отраслей за пятилетие возросли почти вдвое, с 225 млн. руб. в 2006 году до 423 млн. руб. в 2010 году.
         В числе регионов, стабильно обеспечивающих сохранение и рост финансирования архивных учреждений - республики Ингушетия и Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская республики, Ставропольский и Краснодарский края, Волгоградская и Ростовская области.
         Сложная ситуация с финансированием в Республике Калмыкия и Астраханской области, а также колеблющиеся показатели финансирования в некоторых других регионах не привели к нарушениям в обеспечении жизнедеятельности архивных учреждений и невыполнению Основных направлений развития архивного дела.
         В ряде регионов обеспечивалась государственная поддержка муниципальных архивов. Так, в связи с передачей государственных полномочий по обеспечению сохранности документов государственной собственности наблюдается устойчивый рост числа регионов, осуществляющих выплату субвенций на содержание муниципальных архивов.
         Так, если в 2006 году субвенции муниципальным архивам выплачивались только в Республики Дагестан, Ставропольском крае и Ростовской области, то к настоящему времени к ним присоединились Карачаево-Черкесская Республика, Республика Калмыкия и Волгоградская область, а общий объем субвенций за пятилетний срок вырос более чем в три раза с 22 до 77 млн. руб.
         Несмотря на отдельные спады, весомым вкладом в объемы финансирования до настоящего времени остаются доходы от платных услуг, оказываемых архивными учреждениями. За пятилетие их общий объем вырос с 17 млн. руб. в 2006 году до 28 млн. руб. в 2010 году.
         К сожалению, в связи с осуществляемым переходом государственных архивов в статус казенных учреждений дальнейшие перспективы использования доходов от платных услуг в интересах архивов находятся под большим вопросом.
         Отдельные органы управления архивным делом надеются достичь соглашения со своим руководством о сохранении для своих учреждений хотя-бы части этих средств. Другие - ищут иные пути. Например, отдел по делам архивов Республики Калмыкия рассматривает вопрос о передаче функций по оказанию платных услуг республиканскому обществу историков-архивистов, которые в свою очередь будут оказывать государственным казенным архивам спонсорскую помощь в укреплении материально-технической базы.
         О результатах поиска выхода из этой ситуации мы будем вести речь в 2012 году на заседании Круглого стола, посвященного реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ.
         Таким образом, несмотря на кризисные явления, практика и объемы финансирования большинства архивных отраслей федеральных округов, позволили обеспечить успешную жизнедеятельность архивных учреждений и выполнение ими плановых заданий по основным традиционным видам архивной работы.
         В то же время, даже достигнутые в предкризисный период рубежи финансового обеспечения не позволили эффективно и быстро завершить реализацию многочисленных проблем модернизации материально-технической базы, повсеместно накопившихся в архивах Юга России за предшествующий период и, что не менее важно, существенно сдерживают процесс внедрения в практику архивной работы современных технологий.
         В деятельности целого ряда архивных учреждений сохраняются многочисленные проблемы, обусловленные несоответствием объемов финансирования современным требованиям к материально-техническому оснащению архивов и уровню архивных технологий.
         Во многих  регионах Юга России остаются нерешенными  проблемы обеспечения безопасности архивных фондов, повышения технической укрепленности архивов.
         В условиях увеличения объема Архивного фонда Российской Федерации продолжает остро ощущаться недостаток свободных площадей и перегруженность действующих архивохранилищ.
         Вместо запланированного Концепцией полного устранения дефицита площадей архивохранения количество государственных архивов, имеющих загруженность 100 и более процентов, сократилось за пятилетие с 13 лишь до 11.
         Так же медленно, с 88 до 75, снижается число перегруженных муниципальных архивов.
         По этой причине число непринятых на постоянное хранение дел, остающихся на ведомственном хранении, возросло в отчетном периоде с 400 до 519 тысяч. Такая неблагополучная обстановка наблюдается во всех регионах округов за исключением республики Адыгея, Чеченской Республики и Волгоградской области.
         Вследствие недостаточного финансирования в большинстве регионов остаются незавершенными задачи по обеспечению противопожарной безопасности архивов.
         По состоянию на 1 января 2011 года лишь 11 из 26 государственных архивов округов оборудованы автоматизированными системами пожаротушения.
         89 из 367 муниципальных архивов не оборудованы системами пожарной сигнализации.
         В итоге, по федеральным округам в целом обеспечивается противопожарная защита архивных объектов только в Республике Дагестан, Краснодарском и Ставропольском краях.
         На пути достижения этой цели находятся архивные объекты Чеченской Республики, Волгоградской и Ростовской областей.
         Наряду с вышеуказанным, ситуация с обеспечением сохранности архивных документов осложняется чрезвычайными ситуациями, вызванными стихийными бедствиями.
         В целом, вследствие стихийных бедствий и недостатков в организации контроля за ведомственным хранением документов, в архивных учреждениях округов в течение пяти лет утрачено 14003 единицы хранения. Факты утраты архивных документов имели место в республиках Дагестан и Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесской Республики, Краснодарском и Ставропольском краях, Волгоградской и Ростовской областях.
         Серьезным фактором, сдерживающим динамику увеличения объемов архивных работ, является  недостаточное финансирование расходов на усиление технической оснащенности архивов, внедрение современных компьютерных и архивных технологий.
         Вследствие отсутствия лабораторий страхового копирования в республиках Адыгея, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Северная Осетия-Алания и неисправности оборудования лабораторий государственных архивов в ряде других субъектов округов, неудовлетворительными темпами ведется работа по страховому копированию архивных документов, являющаяся важнейшим условием обеспечения их сохранности.
         Несмотря на общие положительные сдвиги, существенно различаются темпы компьютеризации архивных учреждений регионов.
         При этом следует отметить, что в последние годы большинство регионов осуществили настоящий прорыв в сфере насыщения архивных учреждений компьютерной техникой. С 2006 года количество компьютеров в архивах Юга России увеличилось более чем вдвое - с 662 до 1525.
         По состоянию на сегодняшний день в достаточной мере укомплектованы компьютерной техникой государственные архивы Кабардино-Балкарской и Чеченкой республик, республик Адыгея и Калмыкия, Краснодарского и Ставропольского краев, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей.
         В остальных регионах, особенно в республиках Дагестан и Ингушетия, задачи по формированию компьютерной инфраструктуры решаются гораздо медленнее.
         Вместе с тем, тенденция роста компьютерной базы в целом позволяет нам твердо рассчитывать на полное завершение этого процесса уже в ближайшие годы.
         На этом фонде тревожными выглядят показатели внедрения компьютерных технологий в практику работы архивных учреждений.
         Локальными вычислительными сетями не оборудованы не только государственные архивы, но и целый ряд органов управления архивным делом.
         Несмотря на настоятельную необходимость и рекомендации Росархива о внедрении программного комплекса «Фондовый каталог», эта задача не выполнена в органах управления архивным делом Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках, Волгоградской области.
         Лишь 24 из 26 государственных архивов и 267 из 303 архивных отделов внедрили и эксплуатируют программный комплекс «Архивный фонд». При этом государственные архивы республик Адыгея и Ингушетия, Чеченской Республики, а также архивные отделы республик Адыгея и Ингушетия, Кабардино-Балкарской и Чеченской республик к этой работе не приступили до сих пор. А государственные архивы Республики Северная Осетия-Алания и архивные отделы республик Дагестан и Северная Осетия-Алания медлят с внедрением четвертой версии базы данных «Архивный фонд».
         Перечисленные проблемы свидетельствуют о недостаточном внимании отмеченных регионов к выполнению соответствующих указаний Росархива и препятствуют внедрению в этих архивных учреждениях системы автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации.
         В то же время находящиеся в аналогичных условиях архивные учреждения Ставропольского и Краснодарского краев, а также республик Дагестан, Калмыкия и Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесской Республики, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей в целом успешно справляются с этой задачей.
         Анализируя вышеперечисленные вопросы, нельзя не отметить значительную активизацию деятельности архивных учреждений, вызванную участием в реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации.
         Темпы приобретения нового оборудования, необходимого для создания электронных архивов, в целом по Югу России уже превышает показатели геометрической прогрессии.
         За предыдущие два года вдвое увеличилось количество комплексов сканерного оборудования и серверов, в шесть раз повысился показатель внедрения Интернет-сайтов органов управления архивным делом и государственных архивов федеральных округов.
         Развитие информационной инфраструктуры положительно сказывается на показателях использования поступающей техники и программного обеспечения. Только в 2010 году количество посещений архивных Интернет-сайтов увеличилось почти в четыре раза и приблизилось к 240 тысячам, а число оцифрованных за год единиц хранения превысило показатели предыдущего года в 8 раз.
         Большинство вышеупомянутых проблем  в работе архивных учреждений Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, не позволивших полностью достичь реализации целей и задач Концепции, обусловлены недофинансированием потребностей архивных отраслей в условиях экономического кризиса.
         Тем не менее, этот негативный фактор не остановил процессы модернизации материально-технической базы архивов и не оказал существенного воздействия на результаты в работе архивистов по выполнению Основных направлений регионального архивного дела.
         Так, несмотря на отдельные отклонения в анализируемом периоде отмечался постоянный рост показателей работы по улучшению физического состояния документов на бумажной основе. Например, объем ежегодно реставрируемых дел по сравнению с 2006 годом вырос с 6500 до 9020, то есть - на 30 процентов.
         Государственные и муниципальные архивы в целом успешно осуществили прием документов от ликвидируемых и реорганизуемых учреждений и организаций и плановый прием документов от организаций-источников комплектования. Всего за пять лет на архивное хранение принято более 1 млн.
414 тыс. дел.
         На плановой основе ежегодно увеличивалось количество документов, прошедших описание, усовершенствование и переработку, возросшее со 107 тыс. ед. хранения в 2006 году до 138 тыс. - в 2010 году.
         Продолжила расширяться работа архивных учреждений по использованию документов.
         За прошедшие пять лет архивными учреждениями Юга России исполнено около 324 тысяч тематических и более 2 млн. 750 тыс. социально-правовых запросов.
         Общее количество исследователей, работавших в читальных залах архивов за этот период, превысило 40 тыс. человек.
         В процессе анализа выполнения Основных направлений развития архивного дела я не случайно воздержался от сравнения результатов работы конкретных региональных архивных отраслей федеральных округов.
         В целом, объем архивных работ увеличивался во всех регионах Юга России пропорционально объемам хранимых документов и уровню развития сети архивных учреждений.
         За прошедшие пять лет общий объем архивных документов, хранящихся на территории наших регионов, возрос с 25 млн. 555 тыс. до 27 млн. 640 тыс. единиц хранения. А количество работников региональных архивных учреждений увеличилось с 1855 до 2056 человек.
         Именно их трудом обеспечена в целом положительная динамика роста объемов показателей хранения, комплектования, учета и использования архивных документов.
         При этом условия работы и социальная защищенность сотрудников архивов существенно отстают от их трудового вклада и потребностей сегодняшнего дня.
         Несмотря на 10-процентное увеличение штатной численности архивов ее существующее значение значительно отстает от современных требований и не в полном объеме обеспечивает трудозатраты по выполнению постоянно возрастающих полномочий и функций.
         Среднемесячная заработная плата работников архивов также сформирована с учетом экономических возможностей регионов. В Южном федеральном округе она составляет 18365 руб., а в Северо-Кавказском - 15368 руб. в месяц.
         Выше этих среднемесячных показателей заработная плата архивистов Республики Ингушетия и Чеченской Республики, Краснодарского и Ставропольского краев, Волгоградской и Ростовской областей. В остальных регионах, особенно в Республике Калмыкия, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиках, заработная плата ниже среднестатистической.
         Таким образом, несмотря на определенные положительные  сдвиги, достигнутая динамика штатного и социального обеспечения региональных архивных отраслей не достигла прогнозных показателей Концепции и требует дальнейшего продолжения работы на этих направлениях.
         В заключение хочу отметить, что, несмотря на наличие ряда нерешенных проблем итоги реализации Межрегиональной концепции свидетельствуют о серьезном продвижении всех регионов Юга России по пути перестройки и качественного совершенствования организации и обеспечения деятельности архивных учреждений.
         В новый этап развития Научно-методические советы, органы управления архивным делом и архивные учреждения вступают с солидным багажом практического опыта, устойчивыми творческими связями и осознанием профессиональной общности.
         Важно сохранить и развить опыт работы и удачные организационные решения, выработанные и апробированные в процессе нашего пятилетнего сотрудничества в реализации Концепции.
         Возможно, в дальнейшем будут найдены новые формы взаимодействия, определены более эффективные рычаги сближения позиций Научно-методических советов и региональных архивных отраслей в решении наиболее актуальных проблем архивного дела.
         Все это - объект нашей дальнейшей совместной работы, а сегодня мы можем со всей уверенностью заявить о жизнеспособности и эффективности наших Научно-методических советов в объединении усилий архивистов по сохранению и использованию документального богатства Юга России.
 
 
 
 
 
 
 
 
Официальный сайт Федерального архивного агентства Портал Архивы России Федерального архивного агентства Сайт Солдат.ru Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации Официальный сайт Всероссийского НИИ документоведения и архивного дела Портал государственных и муниципальных услуг Выборы Президента России
© 2011 - 2022 Правительство Ростовской области
факс 244-09-83