Архивное дело в свете
Стратегии развития информационного общества
в Российской Федерации
Попробуем представить себе возможные направления развития архивного дела и архивов в ближайшее десятилетие в свете Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008г. № Пр-212.Ученые и специалисты в развитых странах серьезно занимаются философско-футуристическими исследованиями в этом направлении. К сожалению, у нас в стране этим вопросам уделяется не слишком много внимания.Почти полное отсутствие в российской историографии философских работ (за исключением ряда публикаций В.Н. Автократова, В.П. Козлова, В.М. Магидова и др.)[i] значительно сужает возможности моделирования процессов развития архивного дела.Одним из источников для формирования наших представлений о развитии архивного дела служат Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008г. № Пр-212.Цель разработки этих документов – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 годах), укрепления позиций России в мировом сообществе.Какие аспекты этой концепции касаются непосредственно архивов и архивного дела? Не будем говорить об общих показателях, касающихся всего общества и каждого человека. С точки зрения профессионального подхода, для нас интересен раздел «Развитие культуры».Повышение темпов экономического развития, структурные изменения экономики, вызванные переходом к инновационному типу ее развития, приводят и к возрастанию роли человеческого капитала в социально-экономических процессах. В этих условиях сфере культуры отводится особая роль, вызванная следующими обстоятельствами: переход к инновационному типу развития экономики обуславливает повышение профессиональных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития;по мере развития общества меняется структура потребностей людей. Рост уровня обеспеченности приводит и к увеличению доли личностных потребностей, прежде всего в культурно-творческом самовыражении, в общей иерархии потребностей. Необходимость в удовлетворении этой растущей группы потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка услуг в сфере культуры.Культура как самостоятельная отрасль по своей структуре неоднородна. В этой связи возникает необходимость новых технологических решений в таких разнородных сферах, как библиотечное дело, музейное дело, архивы и театры, кинематограф.Сохранение и развитие культурного пространства является одним из базовых элементов, обеспечивающих существование России как единого государства. Формирование единого культурного пространства является способом преодоления сложившихся диспропорций, вызванных различной степенью обеспеченности населения услугами в сфере культуры, исходя из географических особенностей территорий внутри страны.Многонациональное устройство российского государства определяет необходимость формирования условий для сосуществования и взаимодействия различных культур как фактора социальной стабильности и целостности страны. В этой связи необходимо создание эффективных механизмов, обеспечивающих сохранение основ традиционной народной культуры, музейного и архивного фондов страны, памятников, истории и культуры.Согласно концепции, цель государственной политики в сфере культуры – развитие и реализация культурного и духовного потенциала нации как основы целостности и устойчивого, динамичного развития России.Максимальной эффективности культурная политика России может достичь при реализации ее по следующим наиболее значимым направлениям.Первое - создание условий для равного доступа граждан к культурным благам и услугам, образованию в сфере культуры и искусства.Второе - повышение качества и доступности услуг в сфере культуры:разработка стандартов качества услуг в сфере культуры, обеспечивающих конституционные гарантии граждан Российской Федерации;модернизация и обеспечение инновационного развития сети музеев и библиотек за счет масштабного инвестирования в технологическое обновление, повсеместное внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий, реализация механизмов поддержки; разработка и внедрение современных систем кодировки музейных предметов;обеспечение условий для функционирования и развития библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото- и иных аналогичных фондов;Третье - сохранение и развитие многонационального культурного наследия народов России:обеспечение условий для сохранения библиотечного, музейного, архивного, кино, фото- и иных аналогичных фондов;разработка и ведение каталогов и единых реестров в области историко-культурного наследия, в том числе и в электронном виде;обеспечение необходимых масштабов реставрационных работ, улучшение технического состояния объектов культурного наследия, позволяющее, вернуть их в хозяйственный и культурный оборот;формирование законодательной базы, позволяющей передавать права на использование объектов культурного наследия с соблюдением специальных режимов управления и обременений (сервитутов) по их реставрации и сохранению.Четвертое - интеграция России в мировой культурный процесс с формированием положительного имиджа российской культуры, государства и общества.Пятое - формирование организационно-экономических и правовых механизмов, направленных на адаптацию сферы культуры к рыночным условиям.С учетом информационного характера деятельности архивов, важными для нас представляются ориентиры в сфере развития информационно-коммуникационных технологий.Приоритетными направлениями развития ИКТ в долгосрочной перспективе являются:Первое - формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг;Второе - повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе ИКТ;Третье - обеспечение конкурентоспособности и технологического развития информационно-коммуникационных технологий;Четвертое - повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти:создание «электронного правительства», предусматривающего повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти[ii];обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена;Пятое - противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России, включая обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных и телекоммуникационных систем. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля2008 г. № Пр-212 относит к числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели:
- формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
- развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;
- повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;
- противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.
Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на следующих принципах:партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;свобода и равенство доступа к информации и знаниям;поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.Для решения поставленных задач государство:обеспечивает повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;создает условия для равного доступа граждан к информации.Основные направления реализации настоящей Стратегии: формирование единого информационного пространства, в том числе для решения задач обеспечения национальной безопасности; предоставление гражданам социальных услуг на всей территории Российской Федерации с использованием информационных и телекоммуникационных технологий; обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена; интеграция государственных информационных систем и ресурсов; увеличение объемов и качества государственных услуг, предоставляемых организациям и гражданам в электронном виде;совершенствование нормативно-правового обеспечения стандартизации и администрирования государственных услуг;совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям.В области сохранения культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепления нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развития системы культурного и гуманитарного просвещения:развитие системы библиотечных фондов, в том числе Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий;поддержка деятельности государственных и негосударственных организаций по сохранению культурных и нравственных ценностей, традиций патриотизма и гуманизма в обществе;сохранение культурного наследия России, обеспечение его доступности для граждан.В области противодействия использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России:обеспечение неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, соблюдение требований по обеспечению безопасности информации ограниченного доступа.Реализация настоящей Стратегии. В целях реализации настоящей Стратегии утверждается план мероприятий, в разработке которого принимают участие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители бизнеса, научных организаций и гражданского общества.Контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2015 года:
- доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота – 70%;
- доля размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд самоуправления с использованием электронных торговых площадок в общем объеме размещаемых заказов – 100%;
- доля архивных фондов, включая фонды аудио- и видеоархивов, переведенных в электронную форму, - не менее 20%.
С учетом вышеизложенного, можно сформулировать некоторые приоритетные задачи научного обеспечения развития архивного дела в Российской Федерации.Прежде всего, архивная служба нуждается в повышении своего статуса и расширении компетенции, особенно в сфере документационного обеспечения управления. Особой поддержки требуют функции правового регулирования архивного дела, его научно-методического обеспечения, поддержки взаимосвязей федерального, регионального и муниципального уровней, межведомственного регулирования вопросов ДОУ и архивного дела.Должна быть разработана соответствующая современному уровню программа информатизации архивного дела и ДОУ, основанная на системном подходе, использовании типовых программных решений, стандартов и форматов документов, лучшего опыта разных архивов. Целесообразно поддержать концепции региональных систем информатизации с использованием архивных ресурсов, в том числе через Интернет, улучшать техническую оснащенность архивов.Активное использование автоматизированных систем электронного документооборота (ДОУ), информатизация органов управления приводят к тому, что значительная часть управленческой документации создается в виде различных БД, реестров, кадастров, которые не имеют бумажных аналогов (копий). Эти электронные документы создаются, применяются и хранятся только в электронном виде. Существующая инфраструктура архивов не в состоянии обеспечить прием, хранение, сохранность, управление, контроль состояния архивной электронной документации.Поэтому, по нашему мнению, назрела необходимость создания специализированного федерального архива электронных документов (ФАЭД). Наличие в составе Росархива такой структуры позволит:– обеспечить современный уровень информатизации отрасли;– организовать прием на долговременное хранение электронных документов;– организовать ведение общеотраслевых баз данных (Россика, Информационно-справочная система архивной отрасли (ИССАО), Архивный фонд, ЦФК и т.п.);– выполнить функции поддержки взаимоотношений между федеральными архивами и внешней интернет-средой, а также с Библиотекой Президента РФ;– разработать методическое обеспечение процессов хранения электронных документов в архивах разного уровня;– разработать технико-технологические комплексы формирования, хранения и использования архивных электронных документов.На первом этапе работы ФАЭД главной его задачей следует считать отработку модели функционирования на базе массива электронных копий архивных документов из федеральных архивов, web-информации, цифровых фото- и видеоматериалов, баз данных.Представляется вероятным, что в ближайшие годы архивисты будут уделять большее внимание проблеме оптимизации состава документов, принимаемых на государственное хранение, совершенствованию критериев отбора документов, экспертизе их ценности с привлечением широкого круга экспертов.На наш взгляд, в архивном деле важное место займет так называемый аутсорсинг, когда непрофильные для архивов функции будут выполнять специализированные организации.Разумеется, эти предложения пока нельзя назвать ни полными, ни системными. Концепция развития архивов и его научного обеспечения до 2020 г. должна стать предметом внимания архивной элиты на всем географическом пространстве.
[i] Автократов, В.Н. Теоретические проблемы отечественного архивоведения / РГГУ.- М., 2001.- 396 с.- (История и память). Козлов, В.П. Архивы России в зеркале средств массовой информации 90-х годов ХХ века / В.П. Козлов.- М.: РОИА, 2003.- 95 с. Козлов, В.П. Документ в состоянии покоя: архивный, источниковедческий, археографический аспект //
Теоретические основы археографии с позиций современности: материалы дискуссии / Росархив, РОИА.- М., 2003.- С. 93-102. Козлов, В.П. Основы теоретической и прикладной археографии.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РОССПЭН, 2008.- 247 с. Козлов, В.П. Проблемы доступа в архивы и их использования: некоторые размышления над опытом работы российских архивов 90-х годов ХХ века / РОИА.- М., 2004.- 94 с.
Магидов, В.М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания / РГГУ.- М., 2005.- 394 с.
[ii] Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года: одобрена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 632-р // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2008.- № 20.- Ст. 2372.