Состояние и перспективы реализации Стратегии развития
информационного общества в Астраханской области.

 

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации была утверждена Постановлением Президента РФ 7 февраля 2008 года и является основой для подготовки и уточнения доктринальных, концептуальных, программных и иных документов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области развития информационного общества в Российской Федерации.
Решением заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации 13 февраля 2010 был утвержден План реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года, который определил основные мероприятия по ее реализации.
Астраханская область включилась в процесс реализации в 2010 году в качестве пилотного региона.
К числу основных задач, определенных Стратегией относятся:
  • формирование единого информационного пространства, в том числе для решения задач обеспечения национальной безопасности;
  • создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам, в том числе государственной системы правовой информации;
  • пропаганда культурных и нравственных ценностей российского народа;
  • сохранение культурного наследия России, обеспечение его доступности для граждан.
Стратегией также определены контрольные значения показателей развития информационного общества на период до 2015 года. Основным контрольным показателем является доля архивных фондов, включая фонды аудио- и видеоархивов, переведенных в электронную форму, - не менее 20%.
17 июля 2008 года в г. Петрозаводск состоялось одно из первых заседаний президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации». Приведу цитату Президента РФ Д.В. Медведева на этом заседании: «Следующая тема – архивы. Интереснейшая тема, и архивы являются сторонниками реформ в двух направлениях. Первое – в том, чтобы создавать каталоги, и второе – чтобы оцифровывать документы. И, насколько я понимаю, осторожно сформулирую, не являются союзниками из серии того, чтобы все эти оцифрованные документы выставить для публичного пользования, скажем, в Интернет... 
Я думаю, что в дальнейшем архивы надо стимулировать только в том случае, если они берут обязательства на себя всё это делать публичным. То есть платить им надо не за оцифровку материалов, им надо платить за ту информацию, которую они выставят в Интернете».
И так о том, как Астраханская область осуществляет План реализации Стратегии.
Первым целевым индикатором Плана является доля государственных и муниципальных учреждений культуры, в том числе и архивов, имеющих центры общественного доступа к электронным фондам. Мы довели этот показатель до 100% (26,7% по плану), установив в читальных залах архивных органов и учреждений, а их у нас в области 13, компьютеры для пользователей, подключив их к Интернету и настроив доступ к электронному Фондовому каталогу Астраханской области, размещенному на официальном сайте агентства по делам архивов Астраханской области. В тех архивных органах и учреждениях, где осуществить подключение выделенного компьютера к интернету по объективным причинам не представляется возможным, была установлена локальная версия Фондового каталога Астраханской области.
Вторым целевым индикатором Плана является доля государственных и муниципальных архивов, в которых используются информационные системы учета и ведения каталогов в электронном виде. Этот показатель был доведен до 100% (61,3% по плану) еще в 2005 году, благодаря внедрению программного комплекса «Архивный фонд» во всех архивных учреждениях Астраханской области.
Третьим целевым индикатором Плана является доля архивных документов, включая фонды аудио- и видеоархивов, переведенных в электронную форму. На этом показателе хотелось бы остановиться поподробнее, тем более что он, является контрольным.
12% от общего количества дел, находящихся на хранении в архивных учреждениях области, составляет  212,7 тысяч единиц хранения. Эта цифра весьма солидная и говорит сама за себя. А если перевести ее на ориентировочное количество листов, которые необходимо оцифровать, то она составит 53 миллиона. Понятно, что реализовать это мероприятие, использовав лишь настольные сканеры невозможно. Нами были рассмотрены все возможные варианты ее реализации.
Первым, возможным вариантом, являлось привлечение внешнего аутсорсинга для осуществления поставленной задачи. Нами было рассмотрено предложение Корпорация «Электронный Архив». В соответствии с их коммерческим предложением стоимость оцифровки 12% составила  535,5 миллиона рублей (стоимость оцифровки 1 ед.хр. составляет 2  тысячи 518 рублей и это без затрат на оборудование по обеспечению цифрового хранения самих образов). Все Вы прекрасно понимаете, что подобные вложения финансовых средств, не способен осуществить практически не один региональный бюджет. Одновременно нами прорабатывался вопрос о том, а что именно подлежит оцифровки? Весь ли региональный Архивный фонд или объем уникальных или хотя бы особо-ценных документов подлежит переводу в электронный формат? Ответа от Федерального архивного агентства мы так и не дождались. Не получили мы ответа и на еще ряд вопросов, в каком формате файлов хранить полученные массивы данных, с какой разрешающей способностью проводить саму оцифровку, в цветном или черно-белом варианте и др.?
Но решать поставленную Президентом РФ задачу было необходимо, и мы продолжили поиски возможных вариантов.
Следующим вариантом реализации являлась закупка оборудования и самостоятельная оцифровка архивных документов. На Российском рынке в настоящее время представлено ряд поточных сканеров, способных осуществить поставленную задачу. Их ориентировочная стоимость граничит от 2 до 5 миллионов рублей. Но покупка даже 2 единиц подобной техники не позволила бы нам достичь показателя целевого индикатора.
И агентством по делам архивов Астраханской области была самостоятельно разработана установка по оцифровке архивных документов, на базе цифровых фотокамер. Ее прототипом явилась установка по микрофильмированию оборудования, а ее стоимость с учетом цифровой фотокамеры и устройства временного хранения не превысило 10 тысяч рублей.
Это позволило нам в данный момент оснастить 12-ю подобными установками 7 архивных учреждений, на которых в настоящее время  оцифровано свыше 5 тысяч единиц хранения, что составляет около 0,3 %. И это за период, не превышающий полгода. Конечно же, перед нами встал и вопрос об устройствах копирования и резервирования накопленных данных. Наше малобюджетное решение использование двух внешних жестких диска большого объема зеркально установленных на компьютере. Это и позволит сохранить накопленный массив и решить задачу по резервированию данных.
Четвертым целевым индикатором Плана является доля государственных и муниципальных учреждений культуры, в том числе и архивов имеющих веб-сайты в сети интернет, через которые обеспечен доступ к имеющимся у них электронным фондам. Этот показатель сейчас составляет 100%, благодаря публикации в сети Интернет агентством по делам архивов Астраханской области, Фондового каталога архивных документов Астраханской области.
В настоящее время архивные учреждения области лишь приводят собственные сайты в соответствие 8-ФЗ.
Пятым целевым индикатором Плана является доля работников государственных и муниципальных учреждений культуры, в том числе архивов, прошедших повышение квалификации и переподготовку в сфере использования ИКТ. Этот показатель сейчас составляет 15,2% (25% по плану). Изменить сложившуюся ситуацию в этом году помогут курсы повышения квалификации архивных работников по программному комплексу «Архивный фонд» (4-я версия), организатором которых является агентство по делам архивов при участии отдела профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров управления государственной гражданской службы и кадров администрации Губернатора Астраханской области.
Шестым и последним целевым индикатором Плана является доля архивных документов, включенных в электронные описи, в общем объеме документов государственных архивов. Хотя этот показатель и распространяется исключительно на государственные архивы, нами было принято решение внедрить его и на муниципальный уровень. На текущий момент времени  он составляет 6,2%. Достижение этого уровня осуществляется двумя методами: вводом информации в ПК «Архивный фонд» на уровне заголовка дела и с помощью все той же оцифровки.
Подводя итог своего выступления, хотелось бы остановиться на следующем. Архивы понимают важность проводимых внедрений. Современные информационно-коммуникационные технологии уже сейчас становятся тем самым механизмом, разрушающим барьер между невозможностью осуществлять использование документального наследия и обеспечивать при этом их сохранность.  Я уже и не говорю об очевидных преимуществах поисковых механизмов.
Но при всем при этом хотелось бы заострить ваше внимание и на проблемах. Одной из важнейших, на наш взгляд, является отсутствие единых принципов создания и хранения электронных образов. Эти вопросы находятся лишь на стадии обсуждения в федеральных структурах, но в тоже время их отсутствие не снимает со всех нас решение поставленных Президентом РФ задач. И те ошибки, которые допустим все мы с Вами, в конечном итоге повлияют на общее состояние информатизации Архивной отрасли в Российской Федерации.

 

Официальный сайт Федерального архивного агентства Портал Архивы России Федерального архивного агентства Сайт Солдат.ru Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации Официальный сайт Всероссийского НИИ документоведения и архивного дела Портал государственных и муниципальных услуг Выборы Президента России
© 2011 - 2022 Правительство Ростовской области
факс 244-09-83